После взрыва в Ульяновске президент устроил военным жесткий разбор полетов.
Фото Reuters
Чтобы трагедия в Ульяновске, где взлетел на воздух склад боеприпасов ВМФ, не повторилась на других военных арсеналах, власти страны и руководство Минобороны принимают срочные меры. При этом вопрос стоит не только об обеспечении безопасности арсеналов, но и об их реорганизации. Последнюю меру, впрочем, должны осуществить не столько военные, сколько правительство и президент. Такой вывод можно сделать из открытых материалов состоявшейся в минувшую пятницу под председательством главы военного ведомства Анатолия Сердюкова коллегии Минобороны.
На мероприятие были приглашены все командующие войсками военных округов, флотами, флотилиями, их заместители по вооружению, а также должностные лица, в ведении которых находится хранение оружия и боеприпасов.
Обсуждали эту тему многочисленных армейских складов с боеприпасами те генералы, адмиралы и старшие офицеры, которые отвечают за безопасность арсеналов. Но, как сообщил источник «НГ» в военном ведомстве, такая ответственность «во многом будет бутафорная и несправедливая, поскольку все арсеналы Минобороны выводятся из состава Вооруженных сил и, согласно указу президента № 1359 от 15 сентября 2008 года, преобразуются из федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП) в открытые акционерные общества (ОАО)». В этом случае ими будет руководить не командир, а совет директоров ОАО. В соответствии с приложением № 4 данного указа 18 арсеналов приватизируются, а их акции «вносятся в уставный капитал ОАО «Ремвооружение». Этот холдинг будет одним из подразделений создаваемого по инициативе Анатолия Сердюкова головного холдинга «Оборонсервис», председателем совета директоров которого является сам министр.
Мероприятия по приватизации оружейных арсеналов правительство должно было закончить еще к 1 мая 2009 года, а до 1 августа 2009 года в полную мощность должен был заработать «Оборонсервис». Но, как известно, акционирование госпредприятий в России всегда проходит сложно, а для Минобороны это мероприятие, похоже, вообще оказалось неподъемным. Приватизация складов с боеприпасами и оружием затянулась.
Но от самой идеи, несмотря на громкое ЧП на 31-м ульяновском арсенале ВМФ, никто не отказывается. Понятно, почему. Как отметил в своем выступлении на пятничной коллегии Анатолий Сердюков, «высвобождается большое количество боеприпасов, значительная часть которых подлежит утилизации». Утилизация же боеприпасов, как известно, весьма выгодный бизнес-проект. Не случайно члены коллегии пришли к выводу, что «необходимо подготовить проект обращения в правительство РФ по вопросу разработки новой Федеральной целевой программы «Совершенствование инфраструктуры системы хранения и эксплуатации запасов ракет, боеприпасов и взрывчатых веществ на 2012–2016 годы». В Минобороны считают, что «не терпит отлагательства и проработка предложений по перспективной системе хранения запасов боеприпасов, учитывающей вывод потенциально опасных объектов хранения из крупных городов, по закупке боеприпасов в рамках государственного оборонного заказа только в негорючей и негниющей таре». И это тоже большие финансовые средства. Пойдут которые уже не в бюджет Минобороны, а в казну ОАО «Оборонсервис», которое контролируют не военные, а бизнесмены. Но кто будет отвечать за безопасность оружейных арсеналов, утилизацию боеприпасов и т.д.?
В ноябре за ЧП в Ульяновске были строго наказаны многие генералы и старшие офицеры. Как сообщил источник в военном ведомстве, «во время президентского разноса в Ульяновске, который смотрела по телевизору вся страна, ни у кого из руководства Минобороны не повернулся язык назвать 31-й арсенал акционерным обществом». Параллельно с президентскими указами о снятии высших должностных лиц военного ведомства в духе того же разноса министр обороны снял с должности командира 31-го арсенала. «Но и так полковник в своей должности находился последние дни, поскольку вместо командиров на арсеналы придут уже гражданские люди», – уточняет источник.
Виноваты ли генералы и полковники по большому счету во взрывах в Ульяновске? Этот вопрос на Всеармейском собрании офицеров запаса задали руководству страны глава комиссии Общественной палаты по делам ветеранов Александр Каньшин, а также ряд видных генералов, среди которых и экс-министр обороны СССР Дмитрий Язов. «Так мы всю армию разгоним», – опасаются ветераны.
Генерал-лейтенант Юрий Неткачев, который после распада СССР возглавлял в Приднестровье 14-ю армию и лично отвечал за сохранность и утилизацию дислоцированных под Тирасполем складов с боеприпасами, считает, что приватизировать воинские арсеналы ни в коем случае нельзя. Это глобально угрожает безопасности значительного числа регионов России. «Именно из-за того, что на 31-м ульяновском арсенале затянулся период безвременья, и произошла трагедия. Президент и министр обороны стрелочников тогда нашли быстро. Но кто ответит за возможные будущие трагедии?» – спрашивает генерал.