Владимир Путин постарается внушить гражданам веру в светлое «завтра».
Фото РИА Новости
Сегодня премьер в режиме онлайн обсудит с гражданами волнующие их темы. Уже сложился новый жанр «Разговора с Владимиром Путиным», который подчеркнут в названии мероприятия словом «Продолжение». Целый год отбирались вопросы – интересы электората отслеживались по обращениям в именные общественные приемные председателя правительства и лидера партии власти. По просьбе «НГ» эксперты выстроили предположительную систему приоритетов в этом списке. На первом месте перечня – инфляция и безработица. При этом, несмотря на кризис, собеседники газеты исключают острый характер общения, учитывая тщательный отбор вопросов и подготовленность ответов.
Последний вывод следует из недавнего заявления пресс-секретаря премьера Дмитрия Пескова, который предупредил: премьер-министру поступают вопросы о ситуации в моногородах, «однако эта тема не будет доминировать в ходе прямой линии с россиянами». То есть сценарий общения уже известен, и гражданам предстоит сыграть в нем свою роль. Между тем россияне очень серьезно относятся к сегодняшнему сеансу связи с лидером партии власти.
Расчет электората
По данным Левада-Центра, прямая линия премьера воспринимается гражданами более значимым событием по сравнению с Посланием президента. На вопрос, какое из этих событий важнее для страны, 16% респондентов выбрали выступление Дмитрия Медведева, а 43% – сеанс связи Владимира Путина. Главу социологической службы Льва Гудкова такое соотношение не удивляет: «Люди считают, что хотя власть формально принадлежит им обоим, но первую скрипку играет, конечно, Путин. Медведев, полагают респонденты, лишь продолжает ту политику, которую наметил экс-президент. Путин воспринимается по-прежнему как хозяин. И в соответствии с патерналистской культурой от него ждут откровенных и более практических заявлений».
На что рассчитывает электорат в ожидании разговора с премьером? «Он действительно может помочь конкретным людям – это производит довольно сильное впечатление, – отмечает Гудков. – Поскольку это прямой диалог с населением, то ожидается, что Путин будет раскован. Поэтому смотреть эту передачу в прямом эфире будут 38%. Это очень много. Еще примерно четверть населения собирается прочесть об этом в газетах или в Интернете».
Напомним: о сеансе связи было объявлено утром в день выступления президента с Посланием Федеральному собранию. «Это элемент конкуренции между Путиным и Медведевым, – уверен директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. – Я думаю, что Путин просто прочитал речь Медведева, как это положено делать, и увидел, что результаты его трудов характеризуются как архаичное общество, в котором вожди думают за всех.
Слово «вождь», между прочим, из сталинских времен. Причем из 30-х годов. И тогда была назначена дата общения с гражданами – 26 ноября. Потом событие перенесли на неделю – очевидно, когда выяснился масштаб проблем, стало ясно: непонятно, что отвечать народу. Потому что как вопросы ни подбирай, если говорить о том, что интересует людей, надо говорить что-нибудь содержательное».
Инфляция могла бы стать главной темой «Разговора с Владимиром Путиным». Фото Бориса Бабанова (НГ-фото) |
Список приоритетов
Между тем у генерального директора ВЦИОМа Валерия Федорова есть четкое представление о том, что спросят граждане у председателя правительства: «Первая часть вопросов это то, что беспокоит всегда. В России это жилье». Эксперт сообщил: в приемных Путина до 60% обращений именно на эту тему. Второй пласт вопросов, считает Федоров, – социальное обеспечение: «Кому-то недодали пособия, с кого-то требуют непонятные документы, кого-то футболят из одной инстанции в другую, кто-то пособие получает, но считает, что этого мало. Третий компонент – конъюнктурные вопросы, которые болят именно сейчас, – проблематика кризиса, прежде всего безработица, автопром». Проблема моногородов, замечает собеседник «НГ», может быть затронута, «но тут вопрос модерирования»: «Кому дадут слово, тот и будет говорить. Конечно, было бы очень политично, если бы этот вопрос был поднят, потому что у нас таких городов более 400, крупнейший из них Тольятти – с населением 800 тысяч жителей».
В отношении моногродов, замечает Лев Гудков, у правительства нет четкой программы: «Оно просто не в состоянии предложить такую программу с такой убедительностью, чтобы это было признано населением. Поэтому скорее всего эти вопросы будут обсуждаться мимоходом». Эксперт называет главную проблему, волнующую людей, – в состоянии ли правительство справиться с падением доходов населения и с ростом цен: «Это беспокоит больше половины населения страны. Безработица идет на втором месте. Если первое обстоятельство называют 51% респондентов, то второе только 36%. Хотя эта вторая позиция по значимости, это очень важно.
По данным группы «Башкирова и партнеры», на первом месте списка самых тревожных тем – инфляция и рост цен (57%). Госрегулированием цен на основные группы товаров, полагает глава группы Елена Башкирова, «интересуются 47% граждан, на втором месте стоит снижение зарплат чиновников на 30% (снижение зарплат, а не снижение расходов на административный аппарат), так считают 46% населения».
«Главная экономическая проблема для широких слоев населения – рост цен. При этом наиболее остро граждане воспринимают повышение цен на лекарства», – говорит первый замдиректора Института экономики РАН Дмитрий Сорокин. По его словам, большинство населения не верит в нулевую инфляцию, которую официально фиксирует Росстат в последние месяцы. При этом речь идет не о бытовых пересудах. Значительное число граждан готовы на личном опыте и с карандашом в руках опровергать официальные сообщения о нулевой инфляции, которые в их глазах просто дискредитируют экономические власти.
Специалист Левада-Центра Денис Волков утверждает: «Наиболее острыми проблемами являются рост цен, безработица, недостатки социального обеспечения, неработоспособность государственного аппарата». По его данным, доходов около 40% населения хватает в основном только на питание. Для этой аудитории, по словам Волкова, словесная терапия практически бесполезна, поскольку граждане привыкли воспринимать состояние экономики через собственный бюджет. А поднять доходы населения «по телевизору» невозможно. «Нынешняя ситуация напоминает кризис 1998 года, когда население практически не воспринимало ободряющие заявления руководителей».
Народ или биомасса?
Если бы вопросы подбирались по-честному, отмечает Михаил Делягин, то люди «спрашивали бы о произволе милиции, о коррупции, о системе правосудия. Наиболее серьезная тема – безработица. Какими бы цифрами нас ни кормил Росстат, безработица – это страшная вещь, которая охватывает всю территорию страны, кроме нескольких городов-миллионников. Начальство мельтешит, а вопросы не решаются... Чиновники творят что хотят, как когда-то пели в конце 80-х: «Их дети сходят с ума от того, что им нечего больше хотеть». Тогда это казалось метафорой, а сейчас это практика, которую мы видим на улицах».
Наверняка будет вопрос про теракт, считает Делягин: «Причем здесь тоже история смешная. Саяно-Шушенскую аварию расследовали, по сути, блогеры, против которых за это возбуждались уголовные дела. А здесь тоже блогеры-специалисты пишут, что картина взрыва совершенно не соответствует тому, о чем мы слышим. Это может быть просто износ рельсов – техническая авария. Естественно, Путина не будут про это спрашивать, и если не отвечать, то значит – дискредитировать себя. А у него же задача еще показать, что он сильнее Медведева. В условиях, когда бюрократия уже переориентируется на Медведева».
Делягин допускает, что Путина спросят и о кавказской проблеме: «Премьер может создать координационную комиссию ведомств и назначить руководителя этой комиссии, человека с огромными возможностями. Но ФСБ, МВД и прочие силовые ведомства премьеру не подчиняются де-юре. Де-юре они подчиняются Медведеву. Поэтому создать такую комиссию Путин может, но вынужден будет согласовывать ее обязательно с президентом. Путин в этом случае показывает, что у них с Медведевым нет прямых противоречий, а с другой стороны, показывает, кто здесь хозяин. Это был бы хороший ход».
Будут в выступлении Путина, полагает собеседник «НГ», и «какие-нибудь не принципиальные, но красивые, масштабные вещи»: «У Медведева в Послании есть гениальная находка – изменение часовых поясов. Эксперты, которые боялись говорить о реальных проблемах, потому что это могло обернуться критикой власти, оттягивались по поводу часовых поясов. И здесь тоже будет какая-нибудь гениальная мелочь встроена, которая просто отвлечет людей. Но это плохо, потому что тогда люди понимают, что они просто биомасса».