В подобных камерах сегодня проводят месяцы и годы люди, заподозренные в экономических преступлениях.
Фото ИТАР-ТАСС
Вчера Госдума еще на месяц отложила принятие закона о введении такого вида уголовного наказания, как ограничение свободы. На Охотном Ряду этот правительственный законопроект, направленный на либерализацию пенитенциарной системы страны, лежит уже три с половиной года. Между тем наказание в виде ограничения свободы, которое человек отбывает вне тюремных стен, могло бы изрядно проредить огромное количество российских заключенных. К чему, кстати, уже неоднократно призывал президент Дмитрий Медведев. Он и курировал соответствующий законопроект в ранге первого вице-премьера.
Ограничение свободы для преступлений небольшой и средней тяжести предполагается сделать альтернативным наказанием так называемой посадке.
Но для части преступников, которые получают более пяти лет, то есть совершают тяжкие и особо тяжкие правонарушения, ограничение свободы может назначаться и в виде дополнительного наказания.
Суть ограничения свободы будет заключаться в том, что осужденный не сможет менять место жительства, учебы и работы без согласования со специальным ведомством. Уголовно-исполнительные инспекции (УИИ) также должны будут контролировать свой контингент и на тот счет, не появляются ли они в запрещенных местах (например, на массовых мероприятиях), работают ли там, где должны, не выходят ли из дома в неположенное время и т.д. А если суд, скажем, постановил, что ограниченный в своей свободе человек обязан четыре раза в месяц отмечаться у своего инспектора, то последний должен объявлять своего подопечного в розыск, если тот нарушает этот жесткий график. Уполномоченный уголовно-исполнительной инспекции будет иметь право являться к поднадзорному домой и даже проверять его образ жизни – на предмет пьянства и прочих излишеств.
Однако именно Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН), в состав которой и входят уголовно-исполнительные инспекции, пролоббировала оттяжку с принятием закона о введении нового уголовного наказания. Как сообщили «НГ» в руководстве Госдумы, новое начальство ФСИН попросило у нижней палаты месячной отсрочки. Вроде как для того, чтобы разобраться с тем, что же в этом ведомстве имеется. Заметим, правда, что бывший начальник ГУВД по Самарской области Александр Реймер сменил Юрия Калинина еще в августе этого года. Но, видимо, так еще и не понял, что есть в его подчинении. Между тем, уверили «НГ» некоторые думцы, есть большое сомнение в том, что уголовно-исполнительные инспекции в их нынешнем виде готовы к появлению большого количества альтернативно наказанных граждан. А главное – способны установить над ними реальный контроль. Ведь в последний раз серьезное увеличение штатной численности УИИ произошло в 2005 году.
Тогда им было добавлено более 5 тыс. дополнительных работников вместе с 1,2 млрд. руб. Однако именно сейчас рост бюджетных ассигнований на систему исполнения наказаний почему-то остановился. Например, если в 2008 году ей дали без малого 120 млрд., в 2009-м – 140,5, то на 2010 год запланировано лишь 145. Понятно, что при таком раскладе надзорным инспекциям из общего пирога ФСИН достанется немного. Впрочем, другие депутаты считают, что довольно и того, что есть. Первый зампред комитета ГД по конституционному законодательству Александр Москалец сказал «НГ»: «Людей им хватает, и денег тоже – пусть работают. Потом уже можно будет посмотреть, как идет дело, и тогда, если надо, добавить денег».
Между тем, как сообщил «НГ» источник, близкий к фигурантам дела ЮКОСа: «Крайне огорчительно изменение состава «арестантов» по сравнению с 2004 годом в «главной тюрьме» ФСИН. Тогда основной состав был – бандиты, мошенники, маньяки. Сейчас – обычные предприниматели, от которых прямо и конкретно требуют отдачи их бизнеса или дачи показаний на тех, у кого этот бизнес хотят отнять».
Адвокат Олег Щербаков также отмечает, что бизнесменов стало сидеть существенно больше. По его мнению, «сама власть создала в стране такую экономическую систему, которая заставляет человека, занимающегося бизнесом, становится преступником». А самое плохое, подчеркнул он, заключается в том, что решения о том, кто из предпринимателей преступник, а кто – хороший человек, каждый чиновник из правоохранительной сферы принимает самостоятельно: «Мы не видим здесь проявлений государственной политики, а видим лишь самодеятельность отдельных представителей государства».
Вместе с тем Олег Щербаков уверен, что альтернативных видов наказаний в России должно быть как можно больше: «Потому что и преступления, и преступники бывают разные и при назначении наказаний к ним надо подходить индивидуально». К примеру, заметил он, в Уголовном кодексе есть целый список смягчающих обстоятельств, но как их применить, если посадке в тюрьму фактически нет замены? Вместе с тем Щербаков считает, что таких мер для настоящей либерализации пенитенциарной системы и кардинальной расчистки мест заключения явно недостаточно. В беседе с корреспондентом «НГ» он несколько раз подчеркнул, что дело в более глубинных пороках правоохранительной и судебной систем. «Скажем, в тех, о которых тут высказались некоторые судьи Конституционного суда, после чего им теперь приходится подавать в отставку».
Глава комиссии Общественной палаты по контролю за деятельностью правоохранительных органов адвокат Анатолий Кучерена знает, как облегчить положение в этой области: «В ситуациях с преступлениями в экономической сфере мы видим – слишком часто избирают меру пресечения в виде содержания под стражей. То же самое – по преступлениям небольшой и средней тяжести. Например, человек украл две доски, а его посадили на три года... Это что за мракобесие? Поэтому у людей и нет доверия ни к правоохранительным органам, ни к судебной системе! Я отправил в регионы проекты, предлагающие по преступлениям небольшой и средней тяжести привлекать к административной ответственности и меньше сажать людей. Получили отзывы со всех субъектов РФ – никто не возразил».
Численность подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей в следственных изоляторах УИС России в 2009 году – по данным Общественной палаты
На 01.05.09 года численность лиц, содержащихся в следственных изоляторах УИС России, составила 136 865 человек. С начала текущего года она возросла на 3653 человека, или на 3%. Основной причиной увеличения численности подозреваемых и обвиняемых является рост числа вновь арестованных. Всего с начала 2009 года в СИЗО поступило 124,9 тыс. человек, в отношении которых судами избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
Таким образом, если в 2008 году ежемесячно арестовывалось в среднем по 31,5 тыc. человек, то в 2009 году – 31,3 тыс. человек, то есть какой-либо значительной положительной динамики к сокращению числа арестов не наблюдается (в апреле – 35 тыс. человек)
Как и в прошлом году, доля лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за преступления небольшой и средней тяжести, превышает 40% (в 2008 году – 40,9%, в 2009 году – 40,1%). Снижение крайне незначительное. Растет численность вновь арестованных женщин за преступления небольшой и средней тяжести. Так, в апреле 2009 года их было арестовано 1700 человек (в апреле 2008 года – 1673 человека).