«На российских железных дорогах усилены меры антитеррористической безопасности на объектах железнодорожного транспорта, ужесточен контроль за состоянием путей, организованы проверки мест, где есть потенциальная опасность совершения терактов. Особое внимание уделяется проверкам мостов, тоннелей, виадуков, тяговых подстанций, домов связи, систем водоснабжения и канализации...» Подобными сообщениями были заполнены ленты информагентств буквально сразу после крушения «Невского экспресса»... Но только два с небольшим года назад – в августе 2007 года.
...«РЖД усиливает меры безопасности на железных дорогах» – это сообщение датировано маем 2005 года, после подрыва пассажирского поезда «Москва–Грозный».
...«На федеральном железнодорожном транспорте введен режим усиленной охраны объектов. Усиление мер безопасности связано с увеличением числа террористических актов на территории России» – июль 2003 года.
Ряд аналогичных заявлений правоохранительных органов, руководства страны и регионов можно еще долго продолжать – редкий год в России обходится без ЧП на железнодорожном транспорте, и, увы, не всегда с благополучным исходом, но это все равно не помогает понять, почему все эти меры не обеспечивают или, нет, не гарантируют пассажирам пресловутой безопасности в пути?!
Появились первые сообщения о дополнительных мерах безопасности на железнодорожном транспорте и сейчас – после второго и более трагичного, чем предыдущее, крушения «Невского экспресса», в ночь на 28 ноября следующего по маршруту Москва–Санкт-Петербург. Любопытным показался ракурс проблемы в только что прошедшем «Честном понедельнике» на НТВ. Устроители шоу предложили телеаудитории ответить на вопрос: «В России небезопасно из-за...» И далее лишь три варианта ответа:
– роста терроризма и экстремизма;
– плохой работы спецслужб;
– безразличия граждан.
То есть если вы выбираете третий вариант, значит, в стране нет роста террористических актов и, стало быть, плохой работы спецслужб. А если все же считаете, что плохо работают спецслужбы, тогда непонятно, над чем именно, поскольку выбор этого варианта вроде бы исключает все остальные. Телезрители выбрали первое утверждение, несмотря на то что ведущий Сергей Минаев изо всех сил пытался обратить внимание всех на их же собственное равнодушие. Но безразличные потому и безразличные, что не обращают внимания на патетику подобных призывов: «Линия фронта проходит через каждый наш дом, через каждого из нас» и т.п.
Но позвольте, разве сейчас война? Или (сузим рамки) режим контртеррористической операции? Он же, режим, был вот уже сколько времени назад отменен за ненадобностью в Северокавказском регионе. И в самом деле, какие такие боевики, и не где-нибудь, а в Тверской области?
Так почему же после случившегося на участке ж/д пути в районе Бологого единственное, что мы услышали на сегодня от властей, – это анонс выплат более миллиона рублей каждой семье погибших при крушении «Невского экспресса» и очередные обещания об очередном усилении мер безопасности?
Где обещанное еще несколько лет назад слежение за основными транспортными магистралями со спутников? Почему членам Общественной палаты, например, ни разу после первого схода с рельсов «Невского экспресса» в 2007 году не захотелось разобраться в проблеме? Почему практически на всех московских вокзалах махнули рукой на хотя бы первичный досмотр пассажиров? Где в конце концов элементарный и, главное, систематический обход путей, как это было обязательно в прежние времена? Те же датчики?
В МВД «НГ» попытались объяснить, почему установление датчиков слежения за железнодорожным полотном невозможно – а ну как собака какая-нибудь начнет землю рыть рядом с рельсами или олень пробежит (см. «НГ» от 30.11.09). Объяснение выглядело бы убедительным, если бы, отметая одни способы охраны российских железных дорог, ведомство предложило другие, более эффективные. Но у нас как всегда – пока жареный петух не клюнет...
Теперь мы все дружно, несмотря на подозрения в равнодушии, ищем подозреваемых. Местные жители добросовестно припоминают приметы подозрительных чужаков, в участившихся телесюжетах на темы безопасности россиян вновь призывают «незамедлительно сообщать, куда следует, если что».
А в самом деле, если что? Новый теракт, не дай Бог? В доме, который грозит обвалиться, добросовестный хозяин не станет делать только косметический ремонт. Гораздо рациональнее, пусть даже путем привлечения дополнительных средств, если не построить жилище заново, то основательно укрепить все слабые места в нем.
Общество заинтересовано в том, чтобы безопасностью в стране занимались в плановом и скоординированном порядке все, кто гордо называет себя силовиками. А то создается впечатление, что бизнес, структура акционерного капитала и собственность граждан интересует людей и в штатском, и в погонах куда больше, чем оперативная работа по предотвращению преступлений уголовного и террористического характера. Мне кажется, что эта сфера нашей жизни нуждается в модернизации. Чуть ли не в первоочередном порядке. Обидно ведь погибать во время сеанса широкополосного мобильного Интернета в вагоне скоростного поезда.