Сын депутата Госдумы Геннадия Гудкова Дмитрий мечтает о большой политике.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Заниматься политикой становится модно. Лет пять назад дети известных российских политиков предпочитали исключительно бизнес. Сейчас золотая молодежь все активнее участвует в выборах в представительные органы. Причем начиная с самого нижнего – поселкового уровня. Мандат муниципального или регионального депутата уже через год, при расположении Фортуны, позволит им перебраться в Совет Федерации. С 2011 года верхняя палата будет формироваться из законодателей на местах. Внимание Фортуны к молодым дарованиям будет обеспечено.
За последний год неожиданно изменилось направление увлечений второго поколения известных политиков. Дети известных пап устремились в депутаты. Причем всех уровней, от поселкового до федерального.
Впрочем, лидер ЛДПР Владимир Жириновский подал пример в начале нулевых, продвинув в Госдуму своего сына Игоря Лебедева. Использовать опыт Жириновского недавно попробовал спикер Госдумы Борис Грызлов. Его сын Дмитрий в марте этого года выдвинулся на выборах в горсовет Санкт-Петербурга. Однако усилия Грызлова-младшего не увенчались успехом. Выборы он провалил.
А 30-летний сын главного политтехнолога «Единой России» первого заместителя руководителя центрального партийного аппарата Валерия Гальченко – Денис оказался более успешен. На октябрьских выборах он избрался депутатом совета одного из сел Московской области. В беседе с «НГ» Гальченко не уточнил, как называется поселение. Зато рассказал, что именно он посоветовал сыну двигаться в политику с поселка: «Партия сейчас занимается тем, что берет на себя ответственность на муниципальном уровне за канализацию, дороги, коммуналку. Бывает так, что люди сразу выходят на высокий уровень. Но я глубоко убежден, что первые шаги в политике надо делать с поселкового совета».
Отправляет на выборы своего сына и воронежский губернатор Алексей Гордеев. Лидер молодежного крыла «Справедливой России» и сын депутата Госдумы Геннадия Гудкова Дмитрий слышал, что Гордеев-младший выступит в тройке единороссов на мартовских выборах в Рязанский областной парламент. Поначалу и сам Гудков, являющийся членом совета рязанского отделения «Справедливой России», собирался попробовать силы на выборах в Рязанскую облдуму, однако передумал. «НГ» он признался, что его привлекает большой формат: «Мне интересна федеральная политика». Тем не менее конкуренцию Гордееву-младшему он все же составить планирует: «Я буду помогать на выборах своей партии, выпускать газеты, поднимать молодежную организацию в Рязанской области, встречаться с жителями региона». О политической деятельности конкурента Гудков ничего не слышал: «Среди известных молодых политиков России, которые успели засветиться, участвуют в работе партийных организаций, в дебатах, – такой фамилии нет. Он однозначно может подтянуть серьезные ресурсы. Не исключаю, что избирательная кампания может стать для него трамплином в большую политику. Выборы покажут, на что способен Гордеев-младший».
Интерес детей российских политиков к поселковым, муниципальным и региональным парламентам резко возрос за последний год. И не на пустом месте. Все дело в том, что с 2011 года в силу вступит новый порядок формирования Совета Федерации – сенаторами смогут избираться исключительно депутаты региональных и муниципальных советов. Иначе говоря, теоретически перед детьми российских политиков, получившими статус депутатов, распахнутся двери в верхнюю палату парламента. Так что Совет Федерации из палаты ветеранов вполне может превратиться в палату золотой молодежи.
Впрочем, в последнее время у детей звездных родителей на хорошем счету и госслужба. Свежий пример: в октябре 23-летний сын пермского губернатора Олега Чиркунова Антон, получивший гражданство Швейцарии, стал советником в правительстве Пермского края. В новой должности он занимается вопросами промышленности и бизнеса. А этим летом в должности вице-губернатора Кировской области по социальным вопросам была утверждена дочь экс-председателя Совета министров РФ Егора Гайдара Мария.
Лет пять назад детей знаменитых родителей политика совсем не притягивала. К примеру, сын губернатора Санкт-Петербурга Сергей Матвиенко выбрал стезю банкира. Эту профессию освоил и сын бывшего вице-премьера по сельскому хозяйству Геннадия Кулика Аркадий. Банкирами работают также сыновья вице-премьера Сергея Иванова Александр и Сергей и сын экс-премьера Михаила Фрадкова Петр. Бизнесом занимаются сын Ирины Хакамады – Данила, сын мэра Москвы Юрия Лужкова – Александр и дочь экс-главы Центризбиркома Александра Вешнякова – Анжелика.
Между тем занятия бизнесом для детей чиновников порой заканчивались весьма печально. Дочь первого губернатора Прикамья Геннадия Игумнова – Елена Арзуманова работала председателем правления Экопромбанка. В сентябре 2000 года она проходила в качестве свидетеля по уголовному делу о хищении средств «Пермэнерго». Старший сын действующего губернатора Юрия Трутнева Дмитрий пытался реализовывать в Перми девелоперские проекты. Однако оказался в центре скандала, связанного с застройкой участка, находящегося в санитарно-защитной зоне источника на берегу Камы. Надзорные органы тогда установили, что построенные на участке здания не прошли государственной экологической экспертизы. В итоге Трутнев-младший отказался от застройки этой территории.
Замдиректора Института социальных систем Дмитрий Бадовский считает, что в моду входит не политика, а власть. Идет процесс формирования властных династий: «Бизнес – это, конечно, хорошо. Но с учетом того, что власть и собственность в России не разделены и кто у власти, тот контролирует экономику, идея с властными династиями отнюдь не лишена смысла». Политолог напомнил, в советские времена у чиновника была одна забота – пока при должности, он владеет собственностью, но ничего не может передать по наследству. «Сейчас с этим легче, у нас другое общество, но все равно принадлежность к власти продолжает оставаться очень важной историей». По словам Бадовского, в России есть сферы, где династичность всегда была развита: «Я не говорю о шахтерских династиях, династиях на производстве – это все давно утрачено. Между тем династичность широко распространена у силовиков, она превратилась в самую настоящую традицию и никуда не исчезает».