Дмитрий Медведев расширяет круг борцов за судебную реформу.
Фото Reuters
Вчера глава Следственного комитета при прокуратуре РФ Александр Бастрыкин сделал несколько важных заявлений. Он предложил пересмотреть ряд составов экономических преступлений – как устаревших и пообещал уволить около десяти руководителей региональных подразделений СКП. Эксперты «НГ» считают, что дело не в устаревших законах, а в проблемах правоприменения и общей беззащитности частной собственности в России. Наблюдатели отмечают совпадение – вчера президент снова обратился к теме судебной реформы.
«У нас сегодня насчитывается порядка 42 экономических составов преступлений, которые формировались в 1996 году, в эпоху приватизации. Из них работают три или четыре, – заявил вчера Александр Бастрыкин, выступая на заседании комитета Совфеда по правовым и судебным вопросам. – Необходимо вернуться к этим составам и посмотреть, что преступно, а что – нет». Уголовное экономическое законодательство страны, посетовал глава СКП, существует уже более 10 лет. И пора уже определиться: что подлежит уголовно-правовому воздействию, а что – нет.
Бастрыкин признался, что испытывает немалые трудности при расследовании ряда уголовных дел: СКП назначает экспертизу, получая взаимоисключающие результаты. «А если на это еще наложить противоречивое гражданское законодательство, то мы иногда не знаем, как принять правильное обоснованное решение», – огорчается Бастрыкин.
При этом, сообщил глава СКП, у его ведомства нет задачи «кого-то ущучить ради того, чтобы доложить в какую-то инстанцию, что началась кампания посадить в этом году на 10 тысяч человек больше, чем в прошлом». Особой тщательности в работе Бастрыкин намерен добиваться повышением требовательности к собственным кадрам: до конца этого года он пообещал уволить более 10 руководителей территориальных управлений, «которые плохо работают». Имен Бастрыкин, правда, не называл.
Зато называл, несколько туманно, причины будущих отставок: «процессуальные нарушения». Попутно глава СКП сообщил об отсутствии «серьезных противоречий у возглавляемого им ведомства с Генеральной прокуратурой»: «Во многих случаях это результат субъективных отношений, которые сложились до формирования Следственного комитета. Бывают моменты, когда люди переносят прежние отношения на работу Следственного комитета». Между тем Бастрыкин всегда говорит своим подчиненным: «Действуйте только по закону, а все ваши прежние отношения оставьте в стороне. Мы с генеральным прокурором РФ Юрием Яковлевичем Чайкой заявляли, что у нас единая позиция: работать по закону. Решение о формировании Следственного комитета принято, и мы должны его выполнять».
Александр Бастрыкин намерен модернизировать отечественное законодательство. Фото РИА Новости |
Заявление Бастрыкина выглядит знаковым, но не совсем понятным: то ли неким примирением между генеральным прокурором и его заместителем, то ли новым витком междуусобной борьбы. Прояснить ситуацию не удалось – пресс-служба СКП ответила на письменный запрос «НГ», что комментировать выступление начальника не будет. Надо заметить, что Александр Бастрыкин уже второй раз за неделю попадает в поле зрения прессы – недавно он отправил спикеру Госдумы Борису Грызлову письмо с обвинениями парламентариев в лоббизме, и вот теперь публично высказывается по поводу несовершенства отечественного законодательства. Что тоже является камешком в огород думцев.
На Охотном Ряду не склонны разделять пессимизм Бастрыкина в отношении процесса российского законотворчества. Заместитель председателя Госдумы по энергетике Иван Грачев сообщил «НГ», что главная проблема – в неурегулировании вопросов собственности в России. Собеседник «НГ» привел множество случаев, когда законы не работали именно в этой ситуации. Поэтому, уверен Грачев, следует не пересматривать Уголовный кодекс, а заняться выстраиванием политики государства в области собственности, ее защиты.
А замглавы комитета ГД по конституционному законодательству Александр Москалец уверен – проблема в применении тех законов, которые уже существуют: «У нас достаточно развитая база, которая годится, в частности, и для борьбы с коррупцией, ничего изобретать не нужно, надо только научиться применять существующие законы».
О важности правоприменения говорил вчера и президент Дмитрий Медведев. Он напомнил, что единственной правовой формой обжалования гражданами тех или иных решений является обращение в суд. «Мы критикуем нашу судебную систему. Вы делаете это жестко, во многих случаях, наверное, вполне справедливо», – сказал он на встрече с советом при главе государства по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. «Альтернативой обращения в суд что может быть? Либо самосуд, что, мы уже, как вы понимаете, проходили неоднократно в истории нашего государства в разные периоды, либо обращение в партком. И то, и другое находится вдалеке от магистрального пути развития цивилизации».
«При всем нашем скептическом отношении к тем или иным правовым институтам, мы должны все стараться способствовать авторитету суда, даже если мы понимаем, что он несовершенен. Потому что все остальное – цивилизационный тупик», – сказал президент.