Дмитрий Медведев выстраивает модернизационную вертикаль.
Фото ИТАР-ТАСС
Дмитрий Медведев намерен серьезно укрепить статус комиссии по модернизации. На следующей неделе она будет заседать в новом формате. Тема – участие правительства и институтов развития, таких как ВЭБ и Роснано, в реализации инициатив главы государства в области инноваций. Эксперты «НГ» считают, что трансформация комиссии в структуру, раздающую поручения министерствам и ведомствам, со временем может превратить ее в параллельное правительство.
За полгода работы комиссия по модернизации успела рассмотреть все пять приоритетных направлений развития российской экономики: энергосбережение, развитие атомной отрасли, космоса и телекоммуникаций, совершенствование медицинских технологий, создание суперкомпьютеров и программного обеспечения. Итоги ее работы Дмитрий Медведев подвел во втором Послании Федеральному собранию. Комиссия в определенном смысле стала для главы государства инструментом ручного управления модернизацией. Медведев неоднократно заявлял, что цель создания новой структуры – сдвинуть с мертвой точки конкретные проекты. К примеру, произвести повсеместную замену ламп накаливания на энергосберегающие в ближайшие несколько лет или создать 50 видов новых типов медицинских препаратов для лечения сердечно-сосудистой патологии и онкологических заболеваний. Для этого комиссия располагает собственным бюджетом в размере 10 млрд. руб., по 2 млрд. на каждое из пяти направлений.
Между тем задачи, сформулированные в Послании, далеко выходят за рамки деятельности президентской структуры и ее финансовых возможностей. В минувшее воскресенье Медведев дал ряд поручений по реализации своего обращения к нации. Первый и самый крупный блок касается вопросов модернизации. Ответственность за их исполнение возложена лично на председателя правительства Владимира Путина. Срок реализации – март 2010 года.
На заседание комиссии в будущую среду пригласили руководство восьми корпораций. В их числе ВЭБ, Роснано, Российская венчурная компания, Ростехнологии. Источник «НГ», близкий к Кремлю, рассказал, что главная цель мероприятия – скоординировать деятельность институтов развития в реализации модернизационных задач с правительством. «Нужно, чтобы все шли одной дорогой. К примеру, чтобы не было двойного финансирования по тем или иным проектам», – уточнил собеседник «НГ».
Источник в комиссии по модернизации в беседе с «НГ» отметил, что на прошлых заседаниях структуры «президент наметил планы и проекты, а теперь для их воплощения в жизнь необходимо подключить соответствующие институты, специально созданные для перевода экономики на инновационные рельсы».
Анатолий Чубайс готов взять на себя инвестиционные риски по инновациям. Фото Александра Шалгина (НГ-фото) |
Есть и другая причина вовлечения институтов развития в работу комиссии. «Дело в том, что за небольшой временной промежуток невозможно провести доскональную экспертизу тех или иных инновационных проектов.
Это обстоятельство серьезно повышает инвестиционные риски. И если президент запускает эти проекты в ручном режиме, то ответственность за возможные инвестиционные потери ложится лично на него. Понятно, что этого быть не должно. Тем более что в стране функционируют организации, специально заточенные на проведение различного рода экспертиз инновационных проектов, – изложил суть проблемы собеседник «НГ».
Политолог Михаил Делягин считает, что, подключая к работе комиссии исполнительную власть и институты развития, президент преследует вполне конкретную цель. Дело в том, что глава государства не может дать прямого поручения тем же госкорпорациям, как некоммерческим организациям, осуществлять те или иные модернизационные проекты. Зато это может сделать правительство – через своих представителей в советах директоров этих компаний. Вместе с тем политолог усматривает в этом процессе одну любопытную тенденцию. По его словам, одно дело, если президентская комиссия сохранит совещательный статус. И совсем другое, если она начнет давать поручения министерствам и ведомствам и требовать исполнительской дисциплины. «Тогда она станет зародышем исполнительной власти и постепенно превратится в параллельное правительство», – поделился видением Делягин.
У политолога Алексея Чеснакова, участвующего в работе президентской структуры, объяснение проще. Он считает: для проведения масштабной модернизации страны недостаточно только одной комиссии. На его взгляд, нужно сделать еще несколько шагов. Включить в процесс институты развития, общественные организации и даже институты мечты, работающие над созданием новых социальных горизонтов. «В обществе должно образоваться большое количество модернизационных сред, не только технических, но и социальных. В рамках одной комиссии этого не сделаешь. Поэтому Медведев расширяет число институтов и групп, участвующих в разработке стратегии модернизации. Мы не можем требовать от президента, чтобы он один постоянно исполнял роль мотора для всех процессов», – считает собеседник «НГ».