0
805
Газета Политика Интернет-версия

12.11.2009 00:00:00

Перекуем мегатонны в мегаватты?

Сергей Рогов

Об авторе: Сергей Михайлович Рогов - директор Института США и Канады РАН, член-корреспондент РАН, доктор исторических наук, профессор.

Тэги: сша, россия, снв


Российско-американские переговоры по новому договору о сокращении стратегических наступательных вооружений вступают в решающую фазу. Заключение такого соглашения станет ключевым звеном в «перезагрузке» отношений между Москвой и Вашингтоном.

После окончания холодной войны руководители США и России дважды, в начале 1990-х годов и после 11 сентября 2001 года, провозглашали «стратегическое партнерство». Но каждый раз эти надежды оборачивались взаимным разочарованием. Причина – нежелание Вашингтона признавать Москву равноправным партнером, считаться с российскими интересами на международной арене. Окажется ли нынешняя попытка более успешной?

Основания для такой надежды есть. Как показывают мои недавние беседы с ведущими политическими экспертами, чиновниками Совета национальной безопасности, Госдепа и Пентагона, а также деятелями Конгресса, в американской элите сегодня нет иллюзий по поводу «единственной сверхдержавы в однополярном мире». Обама и его окружение понимают, что США надо приспосабливаться к полицентричной системе международных отношений. Вашингтону нужны союзники и партнеры, чтобы выйти из нынешнего системного кризиса, а это требует не односторонних силовых действий, а многосторонней коалиционной дипломатии.

В этих условиях новое руководство США продемонстрировало готовность считаться с интересами России, отложив в долгий ящик расширение НАТО и развертывание стратегической ПРО. Это создало предпосылки для заключения нового договора об СНВ. По экономическим причинам дальнейшее сокращение российских стратегических ядерных сил неизбежно. Новый договор вынуждает американцев сокращать свои СЯС синхронно с нашими. Администрация Буша при подписании Московского договора в 2002 году отказалась ограничивать количество стратегических ракет и бомбардировщиков. Администрация Обамы пересмотрела эту позицию. Вашингтон пошел на уступки. Если запросная позиция США предусматривала 1100 средств доставки ядерного оружия, то теперь, похоже, американцы согласятся с уровнем 700–800 (Россия предложила 500) носителей. Видимо, Вашингтон согласится и на учет обычных боезарядов на ракетах в рамках общего уровня примерно в 1500–1600 «развернутых» боеголовок.

Таким образом, опасения по поводу «одностороннего разоружения» России необоснованны. Вероятные договоренности не предусматривают каких-либо радикальных сокращений нашего ядерного потенциала. Нам не придется досрочно снимать с вооружения свои ракеты. Мы сможем модернизировать СЯС, развертывая новые МБР с разделяющимися головными частями и подводные лодки с ракетами «Булава». Это позволит поддерживать примерный паритет в ядерных вооружениях, несмотря на колоссальную асимметрию экономических возможностей России и США.

Решение Обамы заморозить стратегическую ПРО до конца следующего десятилетия на уровне 30 ракет-перехватчиков на Аляске и в Калифорнии и отказаться от Третьего позиционного района в Восточной Европе означает, что фактически США будут в основном оставаться в рамках Договора по ПРО, из которого Джордж Буш вышел 7 лет назад. Ведь этот Договор разрешал сначала 200 ракет-перехватчиков на двух базах, а потом – 100 перехватчиков на одной базе. Конечно, Пентагон модернизировал свои РЛС, но без противоракет это не представляет серьезной угрозы.

Возродить Договор по ПРО невозможно, но основанная на взаимном ядерном сдерживании стратегическая стабильность в российско-американских отношениях сохранится. Правда, при этом США сохранят значительный возвратный потенциал за счет складирования снятых с ракет ядерных боеголовок. Но это может произойти только в случае резкого обострения военно-политической конфронтации между двумя странами, что выглядит маловероятным.

Но на переговорах еще предстоит согласовать немало технических вопросов, связанных с правилами зачета, а также верификации. Американцы хотят учитывать боеголовки «по факту», мы предлагаем отказаться от излишних процедур проверки. Здесь могут потребоваться взаимные уступки.

Таким образом, возможен компромисс, который позволит подписать новое соглашение до истечения 5 декабря срока действия Договора СНВ-1. Иначе «перезагрузку» могут объявить провалившейся. В этом не заинтересованы ни Вашингтон, ни Москва. Новая встреча президентов Медведева и Обамы в Сингапуре, видимо, даст импульс успешному завершению женевских переговоров.

В этом случае получит развитие российско-американское партнерство по многим направлениям. Помимо сотрудничества по Афганистану (Россия согласилась на американский военный транзит через свою территорию) возможно и реальное взаимодействие для создания ПРО на ТВД против ракет средней дальности.

Россия и США усилят взаимодействие с целью укрепления режима нераспространения. Заключение нового договора об СНВ позволит добиться успеха на конференции по ДНЯО, которая состоится весной будущего года.

Поддержание стабильности в многополярном мире требует вовлечения в контроль над вооружениями и других ядерных держав. Москва и Вашингтон могут выступить с совместной инициативой, призвав всех членов «ядерного клуба» включиться в разоруженческий процесс.

Возможен и реальный прогресс в экономической сфере. Выход из экономического кризиса создаст перспективы роста торговли и инвестиций. Уже сейчас почти половина ядерных электростанций США работают на российском ядерном топливе, переделанном из высокообогащенного оружейного урана. Программа «Мегатонны в мегаватты» осуществляется весьма успешно. Быть может, это позволит в дальнейшем решить и проблему американского возвратного потенциала, если складированные боеголовки будут использованы для выработки ядерного топлива.

Формированию стабильных отношений может способствовать Президентская комиссия в составе 16 рабочих групп. Ведь, как показывает печальный опыт, партнерство не может основываться только на личных симпатиях двух президентов. Необходима институциализация, создание эффективного механизма взаимодействия двух стран по широкому кругу вопросов.

Конечно, успех «перезагрузки» не гарантирован. Пока это скорее лозунг, а не стратегия. Все еще велико взаимное недоверие. У «перезагрузки» немало противников. Возможны и рецидивы соперничества, особенно на постсоветском пространстве. Но, похоже, Москва и Вашингтон серьезно намерены использовать открывшееся «окно возможностей».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
316
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
353
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
128
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
199

Другие новости