Владимир Путин всегда учитывает реальный расклад сил.
Фото РИА Новости
В середине следующей недели думцы рассмотрят во втором чтении бюджет-2010, так и не обсудив его с премьером. Владимир Путин предпочитает больше не афишировать встречи с парламентской оппозицией, которые обычно проводил по случаю такого события. По информации «НГ», премьер предпочел публичному общению с конкурентами ЕР закрытые контакты с лидерами оппозиционных фракций. В конце октября он кулуарно общался с коммунистом Геннадием Зюгановым. Эксперты «НГ» отмечают, что в тандеме вновь произошло перераспределение ролей: премьер уступил статус надпартийного лидера президенту, сосредоточив свое внимание исключительно на «Единой России».
Традицию обсуждать с думцами основные параметры федерального бюджета Путин завел прошлой осенью. Тогда у него нашлось время, чтобы поговорить с каждой из четырех парламентских фракций в отдельности, прежде чем Госдума рассмотрела правительственный документ. Таким образом, премьер старался подчеркнуть, что, несмотря на лидерство в «Единой России», он предпочитает сохранять надпартийный статус. Оппозиционеры охотно этим пользовались. И при любом удобном случае жаловались Путину на его же партию. Премьеру всякий раз приходилось находить для них слова утешения и поддержки.
Надпартийной линии Путин придерживался и этой весной, когда правительство готовилось внести в нижнюю палату парламента антикризисную программу. В марте он принимал предложения от всех думских фракций, встречался с их лидерами, а также представителями общественных движений и профсоюзов. А в начале апреля лично представил антикризисные меры думцам.
Нынешней осенью оппозиционные фракции так и не дождались встреч с премьером. Зато в резиденцию главы правительства зачастили единороссы. Две недели назад Путин пообщался с руководством «Единой России». А в минувшую пятницу Путин удостоил личной аудиенции секретаря президиума генсовета ЕР Вячеслава Володина, который поведал лидеру партии о том, как работают в регионах его приемные.
У премьера еще есть время для того, чтобы принять у себя лидеров оппозиционных фракций перед вторым чтением бюджета. Хотя внести принципиальные правки в документ уже невозможно. Правда, думская оппозиция по-прежнему мечтает попасть на прием к Путину. Но для других целей. Лидера думской фракции ЛДПР Игоря Лебедева, к примеру, беспокоит плачевное состояние политической системы в стране: «У нас есть серьезные претензии к «Единой России», председателем которой является Владимир Путин. Бюджет будет принят и во втором, и третьем чтении и без нас. Зачем его обсуждать, если за последние 16 лет ни одно наше мнение никогда не было учтено? Зачем метать бисер перед сами знаете кем? Нас больше волнует политическая составляющая – фальсификация итогов голосования на октябрьских выборах. Об этом мы и хотели бы поговорить».
Аналогичной точки зрения придерживается депутат Госдумы от КПРФ Вадим Соловьев: «Если бы такая встреча состоялась публично, мы бы подняли вопросы, связанные с равноправием политических партий, реформой избирательной системы. Премьер должен знать, что творят его товарищи по партии на местах. Они ведь ему постоянно лапшу на уши вешают».
Впрочем, от закулисного общения с лидерами парламентской оппозиции Путин и сегодня не отказывается. Источник из окружения председателя Компартии Геннадия Зюганова сообщил, что лидер КПРФ встретился с премьером – без камер – в конце октября. Собеседник «НГ» в правительстве рассказал, что закрытые встречи планируются и с лидером «Справедливой России» Сергеем Мироновым, и главой ЛДПР Владимиром Жириновским.
Судя по всему, премьер намеренно старается оградить себя от открытых контактов с парламентской оппозицией, предпочитая им тайные переговоры. Ведь он прекрасно осознает, что лидеры ЛДПР, КПРФ и «Справедливой России» во всеуслышание будут жаловаться ему на «Единую Россию» и результаты октябрьских выборов. Тем самым Путин дает понять, что больше не желает поддерживать имидж надпартийного премьера. Теперь он скорее позиционирует себя как лидер парламентского большинства, которого интересует лишь одна партия в стране – «Единая Россия».
Премьер достиг полного взаимопонимания с партийными массами. Фото Reuters |
Вероятно, отсутствие публичности в контактах Путина с думской оппозицией свидетельствует еще и о нежелании премьера подпитывать своим рейтингом политических конкурентов партии власти. Любимый предвыборный ход отечественных политиков – установка баннеров с гигантскими парными фотографиями, свидетельствующими о теплых отношениях партбоссов с первыми лицами государства. Путин все больше врастает в «Единую Россию», оставляя статус надпартийного лидера президенту Дмитрию Медведеву. Источник, близкий к Кремлю, заметил, что премьер делает это намеренно. Он также не исключил, что через год, а может, и раньше Владимир Путин обзаведется партийным билетом и тогда окончательно свяжет себя с ЕР. Другой собеседник «НГ» в администрации президента рассказал, что в тандеме перераспределись роли. Теперь ответственность за общение с оппозицией лежит сугубо на плечах главы государства.
Эксперты, опрошенные «НГ», не исключают, что следующим шагом будет участие Путина первым номером в списке «Единой России» на парламентских выборах 2011 года. После чего может состояться выдвижение партийного кандидата от «Единой России» в президентской кампании.
Директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко подтверждает: «В последнее время Путин действительно дистанцируется от общения с другими политическими силами. Он в большей степени позиционирует себя лидером партии парламентского большинства, партии, имеющей большинство в региональных заксобраниях и влияющей на назначения губернаторов». На взгляд эксперта, произошло разделение ролей в тандеме: «Путин работает с инструментами, которые ему нужны. А ему нужна партия для решения определенных задач. Медведев ведет диалог с широкими слоями общества, другими партиями, оппозицией. Реверансы политическим конкурентам – это не работа премьера. Путин четко столбит за собой дополнительные точки опоры, чтобы и мысли никто не допускал, что их можно сдвинуть». Политолог отмечает: если партия становится становым хребтом, то в интересах Путина превратить ее из конгломерата различных групп влияния в монолит.
С коллегой согласен профессор факультета политологии МГУ Ростислав Туровский: «Тема многопартийности перешла к Медведеву. Путин добровольно отдает ему эту роль, так как не видит необходимости в диалоге с другими структурами». По словам политолога, Путин сделал шаг в направлении так называемой германской схемы – «лидера парламентского большинства, главы партийного правительства или канцлера, каковым он себя видит, или же партийного президента». «Здесь все достаточно логично. Понятно, что на следующих выборах будет выдвижение кандидата в президенты от партии. И Путин либо сам пойдет на выборы от ЕР, либо предложит кандидата на выдвижение, но тогда сможет диктовать ему свои условия», – считает собеседник «НГ».