Валерию Зорькину отступать некуда – вопрос о смертной казни требует законодательной определенности.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Конституционный суд вчера так и не поставил точку в вопросе применения наказания в виде смертной казни. Верховный суд настаивает на том, что Россия должна либо ратифицировать Протокол № 6 Европейской конвенции о защите прав человека, запрещающий смертную казнь, либо выйти из него. В Кремле не исключают, что глава государства затронет этот вопрос в Послании Федеральному собранию 12 ноября.
Вчера пленум Конституционного суда рассмотрел ходатайство Верховного суда о том, может ли с нового года в России назначаться наказание в виде смертной казни. ВС попросил разъяснить 5-й пункт постановления КС от 2 февраля 1999 года. Напомним: согласно ему в стране действует мораторий на применение высшей меры наказания до момента, когда во всех российских регионах заработают суды присяжных.
Им и поручено рассматривать преступления, за которые предусмотрена смертная казнь. С 1 января следующего года суд присяжных должен появиться в последнем субъекте Федерации – Чеченской Республике. В октябре там состоялись выборы в местные органы самоуправления – именно на них лежит ответственность за формирование состава присяжных коллегий. Их отсутствие в регионе и стало в свое время причиной для введения моратория.
В ходатайстве ВС также заявлено, что вынесение смертного приговора может противоречить международным обязательствам России. Дело в том, что с февраля 1997 года наша страна находится в стадии ратификации Протокола № 6 Европейской конвенции по правам человека, запрещающего смертную казнь. В 1996 году мораторий на смертную казнь был введен указом первого президента РФ Бориса Ельцина. С тех пор смертные казни в России не приводятся в исполнение. Согласно Венской конвенции 1969 года, государство не может принимать мер, которые бы противоречили международным соглашениям и конвенциям, находящимся на стадии рассмотрения. Несмотря на то что Протокол № 6 подписан, внесен в Госдуму и закреплен за думским комитетом по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, вопрос его ратификации в парламенте ни разу не рассматривался.
В ходатайстве ВС было отмечено, что у судов общей юрисдикции с началом нового года возникнет неопределенность при вынесении приговоров. Судья Верховного суда Владимир Давыдов, выступая на вчерашнем заседании, заявил, что с нового года суды, с одной стороны, могут брать за основу постановление Конституционного суда от 1999 года, на основании которого смертная казнь не может назначаться до введения суда присяжных во всех субъектах Федерации. С другой – служители Фемиды могут руководствоваться международными нормами, под которыми подписалась Россия. Давыдов поставил вопрос ребром: «Россия должна либо ратифицировать Протокол № 6, либо выйти из него».
Постоянный представитель Госдумы в Конституционном суде Александр Харитонов попытался смягчить столь жесткую формулировку. Он заявил: «Политическая позиция руководства Госдумы изложена в публичных выступлениях. На протяжении нескольких лет позиция является таковой, что смертная казнь в России применяться не может». Харитонов отметил, что приниматься решение по данному вопросу должно «на основании обязательств, принятых на себя Россией при вступлении в Совет Европы». Он напомнил, что Россия подписала Протокол № 6, хотя до настоящего времени и не ратифицировала его: «Несмотря на то что шестой протокол не ратифицирован, Российская Федерация обязана воздерживаться от применения смертной казни вплоть до ее отмены». Ему вторила представляющая на слушаниях Совфед сенатор Елена Виноградова: прежде чем ратифицировать Протокол № 6, «необходимо убедить (народ. – «НГ») в том, что государство отменяет смертную казнь не с целью удовлетворения международных обязательств, а исходя из потребностей общества».
Полномочный представитель президента в Конституционном суде Михаил Кротов попытался охладить пыл присутствующих, заявив, что позиция президента заключается «в поэтапной отмене смертной казни». А представитель правительства в КС Михаил Барщевский уверен: «КС может принять решение, что смертная казнь в России больше не действует и не применяется».
Напомним: нерешенность вопроса с применением смертной казни досталась президенту в наследство от его предшественника Владимира Путина. В бытность президентом он сознательно оттягивал решение вопроса. Аргументация была простой: российские власти в принципе за ратификацию Протокола № 6, но не могут заставлять Госдуму рассматривать этот вопрос, так как в обществе не достигнуто согласие на сей счет. Теперь ответ за Медведевым – готов ли он ратифицировать международные обязательства без оглядки на общественное мнение?
Между тем пресс-секретарь президента Наталья Тимакова в беседе с «НГ» не исключила, что если КС определится с этим вопросом еще до выступления главы государства с Посланием, запланированного на 12 ноября, то Дмитрий Медведев коснется этой темы. Если же решения не последует, президент не станет этого делать, чтобы не оказывать давления на суд. Источник в КС сообщил «НГ», что суд удалился на совещание для принятия решения. День его оглашения будет определен позднее.
Член Общественной палаты Дмитрий Бадовский считает, что Медведев вряд ли обойдет эту тему в Послании: «Вряд ли он будет давать поручения о ратификации. Скорее Медведев даст понять, что надо опираться на решение КС. Однако Россия не будет отказываться от участия в международных конвенциях». Зампред думского комитета по конституционному законодательству Виктор Илюхин уверен: «Такое поручение будет». У Медведева, объяснил депутат, сейчас и так сложные отношения с Европой: «Наш президент там сейчас воспринимается как организатор войны в Закавказье, а значит, в его интересах предстать перед ними гуманистом, либералом и даже пацифистом». Его коллега по комитету депутат из фракции «Справедливая Россия» Михаил Емельянов отметил, что вопрос об отмене в России смертной казни – это отношение не столько к ней самой, сколько к Европе: «То или иное решение президента покажет – либо мы принимаем европейские ценности, либо окончательно заявляем о своем особенном пути». А зампред думского комитета по законодательству от ЛДПР Юрий Напсо заявил «НГ», что, «скорее всего под каким-то предлогом этот вопрос будет отложен – в том числе и в Послании президента». Потому что, по его словам, ни глава государства, ни правительство, ни Дума, ни общество не готовы к отмене смертной казни.