Берлинская стена была символом раскола Европы.
Фото Reuters
Когда 9 ноября 1989 года пала Берлинская стена, Вилли Брандт сказал ставшую впоследствии крылатой фразу: «Теперь срастается то, что должно срастаться». Тем самым он, положивший, будучи федеральным канцлером, в 1969 году начало новой восточной политики Германии и решающим образом повлиявший на разрядку напряженности между Востоком и Западом, имел в виду не только уже преодоление разделения Германии, но и преодоление раскола Европы, долгое время определявшего жизнь на нашем континенте.
Где мы находимся сейчас? Для Германии действительно следующее: даже если было нелегко, сегодня внутреннее единство Германии – это факт. Как раз недавно новый опрос подтвердил, что немцы, еще не родившиеся в момент падения Стены или только тогда появившиеся на свет, уже не делают различий между «Вессис» и «Оссис». То, что уже взрослые на тот момент немцы, естественно, имеют за плечами разный опыт, само собой разумеющийся факт и только обогащает наш общий опыт. Осуществлялись огромные инвестиции с целью содействия развитию новых федеральных земель, и они оказались эффективными, даже если многое еще нужно сделать. Сегодня мы – стабильная страна в центре Европы.
На международном уровне мы тоже вносим вклад в укрепление стабильности. Германия последовательно придерживается курса, выбранного с момента основания Федеративной Республики Германия в 1949 году. Это курс интеграции и добрососедских отношений со всеми государствами в Европе, это курс государства, осознающего свою ответственность в центре Европы и как члена международного сообщества и полностью готового эту ответственность нести. Вместе со своими партнерами Германия предпринимала усилия, направленные на продвижение интеграционных процессов в Европейском союзе, в истории которого скоро – со вступлением в силу Лиссабонского договора – откроется новая глава. Одновременно Германия определяющим образом участвовала в том, чтобы в Европейском союзе развивались более эффективные внешнеполитические инструменты для отношений с соседями, для более тесных отношений с Россией и для решения международных проблем.
При этом два десятилетия, прошедшие с 1989 года, были совсем нелегкими. Страны Европы, у которых теперь появилась возможность жить в свободе, должны были найти новую роль и идентичность. К сожалению, при этом не удалось избежать военных конфликтов, как, например, в распавшейся Югославии. К этому добавились новые вызовы, такие как международный терроризм. Германия и Россия тесно сотрудничали и сотрудничают в работе по преодолению этих вызовов. Так, например, в рамках Контактной группы мы внесли существенный вклад в миротворчество в регионе, в тесном сотрудничестве в дипломатической и военной областях, оказывая помощь в целях восстановления и командируя персонал на участие в миротворческих миссиях. Ответы на вызовы международному сообществу, так демонстративно проявившиеся после событий 11 сентября 2001 года, наши страны ищут вместе. Хочу назвать лишь несколько примеров: пару недель назад Германия и Россия вместе предоставили транспортные вертолеты для медицинских эвакуаций; транзит предметов снабжения для МССБ через территорию Российской Федерации представляет собой значительное содействие работе наших солдат по стабилизации Афганистана. Мы тесно сотрудничаем в Чаде, так же как и в борьбе с пиратством на Африканском Роге.
С нашим стратегическим партнером Россией нас связывают тесные двусторонние контакты: Германия является самым важным торговым партнером России. Германские фирмы являются важными партнерами для Олимпийских игр в Сочи в 2014 году. После более чем 20 лет наше Соглашение о научно-техническом сотрудничестве недавно было поставлено на новую договорную основу. Десятки тысяч немецких и российских ученых, студентов и учеников занимались соответственно в другой стране научными исследованиями, преподаванием и учебой. С партнерством для модернизации, в рамках которого обе страны сотрудничают в многочисленных экономических и общественных областях, мы оказываем поддержку политики модернизации президента и руководства России. И, наконец, и это является решающим фактором, происходят встречи между людьми. Каждый год более 400 тыс. человек ездят из России в Германию и из Германии в Россию.
3 октября 1990 года у здания Рейхстага, в котором по сегодняшний день нас предупреждают и напоминают о страданиях войны бережно сохраненные после перемен в 1989 году надписи, сделанные советскими солдатами в 1945 году, прошла церемония Единения Германии. Президент Федеративной Республики Германия Рихард фон Вайцзекер тогда сказал: «В свободном самоопределении мы завершаем единение и свободу Германии. Мы хотим в объединенной Европе служить миру во всем мире. Наше единство является частью общеевропейского процесса, цель которого – свобода народов и новое мирное устройство нашего континента». Мне кажется, мы все впечатляющим образом продвинулись вперед на этом пути в Европе. За это и Россия заслуживает признания за свой вклад.