0
1302
Газета Политика Интернет-версия

02.11.2009 00:00:00

Ядерный покер

Олег Никифоров
Ответственный редактор приложения "НГ-Энергия"

Об авторе: Олег Николаевич Никифоров - ответственный редактор "НГ-энергии".

Тэги: ядерное оружие, магатэ, иран


ядерное оружие, магатэ, иран Ядерное оружие в руках экстремистов доставит проблемы всем странам мира независимо от их политической ориентации.
Фото Reuters

Один из ведущих европейских военных экспертов немецкий вице-адмирал в отставке Ульрих Вайссер в конце октября в передаче Morgen Magazin первого германского телеканала ARD отметил, «если террористы получат атомное оружие, то спаси и помилуй нас Бог». Именно под этим углом в Европе и в США рассматривается иранская ядерная программа. Надо сказать, что Иран представляет собой частный случай возможности получения доступа к ядерному оружию третьих стран, а затем и поддерживаемых ими организаций радикального толка. Такая проблема уже возникала в прошлые годы, когда Абдул Кадир Хан, «отец пакистанской атомной бомбы», бесконтрольно продал технологию обогащения урана, представляющую собой необходимую подготовительную ступень как для развития мирной атомной энергетики, так и для создания ядерного оружия, многим государствам, как говорят некоторые источники с большой долей вероятности, включая Северную Корею, тот же Иран и Ливию.

В данном случае мир сталкивается с двумя проблемами. С одной стороны, мир переживает ренессанс ядерной энергетики, что связано с необходимостью обеспечения энергетической безопасности в условиях растущего энергопотребления, истощения углеводородных ресурсов, неэкономичности или ограниченной возможности использования альтернативных источников энергии. С другой стороны, действующий сегодня Устав нераспространения ядерного оружия не слишком надежен, не все государства его придерживаются, и возможности для перепроверки его действенности в различных странах со стороны МАГАТЭ ограничены, хотя бы потому, что 90 государств не подписали договор о нераспространении. А число стран, в первую очередь развивающихся, которые самостоятельно занимаются обогащением урана, постоянно растет. Но создание собственного полного ядерного цикла горючего имеет только тогда экономический смысл, если речь идет либо о масштабном развитии атомной энергетики, либо о создании ядерного оружия. Поэтому генеральный директор МАГАТЭ предложил в свое время поставить весь цикл производства ядерного топлива для АЭС под международный контроль. Речь идет о создании запасов низкообогащенного урана под контролем МАГАТЭ, который мог бы предоставлять ядерное топливо под свои гарантии нуждающимся в нем странам и этим оградить их от соблазна обогащать уран. Напомним, что в качестве продавцов обогащенного урана на мировом рынке сейчас выступают шесть стран: США, Россия, Франция и три страны, объединенные в организацию URENCO. Это – группа ядерных топливных компаний, имеющих заводы по обогащению урана в Германии, Нидерландах и Соединенном Королевстве.

Именно поэтому вопрос обогащения иранского урана за пределами Ирана имеет принципиальное значение для дальнейшей судьбы договора о нераспространения. Конкретно речь идет об обогащении иранского урана сверх 4,95%. Дело в том, что для реакторов атомных электростанций вполне подходит низкообогащенный уран в пределах 2–4,95%, а для создания ядерной бомбы требуется уран с более высокой степенью обогащения. Правда, для исследовательских, в частности медицинских, целей также может использоваться высокообогащенный уран. Иран утверждает, что такой уран ему необходим для работы исследовательского реактора, занимающегося производством изотопов для лечения рака. Как известно, с Ираном в течение трех октябрьских дней США, Россия и Франция в венской штаб-квартире МАГАТЭ вели переговоры о конкретных условиях поставках иранской стороне высокообогащенного урана для этого тегеранского реактора. Надо сказать, что принципиальная договоренность об этом была уже достигнута ранее на переговорах в начале октября в Женеве. Тогда договорились, что Иран отдаст России 3/4 запаса своего низкообогащенного урана, который будет дообогащен и переправлен во Францию, где и будет изготовлено топливо для исследовательского реактора. Американский ядерный эксперт Дэвид Элбрайт из Institute for Science and International Security полагает, что подобная сделка по меньшей мере на полгода затормозит иранскую программу создания ядерного оружия, в существовании которой в США, судя по всему, не сомневаются. Ведь в этом случае у Ирана не будет низкообогащенного урана, который он способен уже самостоятельно дообогатить для создания ядерного оружия.

Иран пока не готов дать окончательный ответ на предложенные ему условия. Главное препятствие иранские власти усматривают в необходимости передачи за пределы страны своего основного запаса низкообогащенного урана и предлагают передавать его по частям. Однако тот же Дэвид Элбрайт считает, что такая частичная передача позволит Ирану быстро восстановить свои запасы низкообогащенного урана и бесконтрольно распоряжаться им, в том числе и для развития военной ядерной программы. Проблема осложняется тем, что пока не удается достигнуть решения вопроса создания зоны, свободной от атомного оружия на Ближнем Востоке. Последняя безрезультатная конференция по этой теме состоялась, по сообщению израильской газеты Haaretz, в конце сентября в Египте с участием представителей Ирана, Израиля, Иордании, Египта, Арабской лиги, Турции, США и некоторых европейских стран.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Вампир» навестил Москву

«Вампир» навестил Москву

Александр Матусевич

0
243
Бюджету грозит многотриллионный дефицит

Бюджету грозит многотриллионный дефицит

Анастасия Башкатова

Есть риск, что Минфину придется все больше брать в долг

0
720
В России остановился рост реальных зарплат

В России остановился рост реальных зарплат

Михаил Сергеев

Доходы населения летом ушли в минус

0
503
Белоруссия из-за санкций снизила грузопоток на 30%

Белоруссия из-за санкций снизила грузопоток на 30%

0
270

Другие новости