Колесные тракторы – хорошо известная продукция Белоруссии.
Фото Reuters
Предстоящий 10-летний юбилей Договора о создании Союзного государства Белоруссии и России ставит куда больше вопросов, чем напоминает о достижениях. Собственно, последних, по большому счету, два – и к ним все успели привыкнуть, как к чему-то изначально данному. Действительно, и российские, и белорусские граждане имеют возможность пересекать границу между двумя странами совершенно свободно и без предъявления каких-либо документов – хоть на поезде, хоть за рулем автомобиля. Мероприятия в рамках совместной обороны западных рубежей тоже стали чем-то абсолютно привычным. Все это стало возможным благодаря тому самому Договору, вступившему в силу в конце 1999 года.
Между тем документ этот также предполагал решение важнейших вопросов социально-экономического сближения двух стран. Среди них: постепенный переход к единой налоговой политике, формирование общих условий хозяйствования для предпринимателей России и Белоруссии, наконец, поэтапная валютная интеграция на основе введения единой денежной единицы (валюты) с одновременным формированием единого центра по ее эмиссии.
Однако здесь сегодня куда больше проблем, чем успехов. Какая уж тут единая валюта, если после целой серии весьма серьезных конфликтов между Москвой и Минском некоторые эксперты заговорили о «коматозном состоянии» Союзного государства! Это – более чем тревожный диагноз, и если продолжить разговор в медицинских терминах, то следующим шагом может стать уже летальный исход. Что же происходит в отношениях между ближайшими – по крайней мере формально – союзниками?
Чем дальше, тем больше выясняется, что две страны совершенно по-разному видят суть сближения в рамках Союзного государства. Если в Минске с самого начала исходили из буквы Союзного договора, видя будущее взаимодействие исключительно в виде укрепления союза двух суверенных государств, то в Москве посчитали, что «сближение» означает втягивание «малой» Белоруссии в экономическое, а вслед за тем – и в политическое пространство «большой» России. Важно отметить, что такая перспектива совершенно не устраивает ни белорусскую элиту, ни все общество. Все последние социологические опросы подтверждают, что вариант с «вхождением» в состав России поддерживают не более 3–4% белорусов. Это называют уровнем арифметической погрешности!
Поэтому очевидно, что дальнейшая судьба Союзного государства (как и российско-белорусских отношений вообще) должна исходить из безусловного уважения государственных суверенитетов обеих стран как во внутренней, так и во внешней политике. Давление любого рода – будь то требование признания Белоруссией независимости Южной Осетии и Абхазии или жонглирование с обещанным соседней стране кредитом («часть дали, а остальное – не дадим!») – создает лишь очередной завал в наших отношениях. А ведь эти завалы придется разгребать. Иначе каким образом, скажем, руководство России собирается вступать в ВТО «единой таможенной территорией» РФ, Белоруссии и Казахстана, если это самое «единство» между двумя из троих партнеров находится под очень большим вопросом?
Далее, 1 января 2010 года – если не произойдет совсем уж что-нибудь сверхчрезвычайное – наверняка будет торжественно объявлено о начале официального функционирования Таможенного союза трех указанных стран. Но будет ли он реально действовать дальше, чем на бумаге?..
А широкомасштабное сотрудничество с Белоруссией выгодно России, и это – факт. Что мы получаем оттуда в обмен на те же самые нефть и газ? Возьмем продовольствие. На долю Белоруссии приходится 40% всего российского молочного импорта. Можно его чем-то заменить? Можно, если деньги девать некуда, завозить из стран, расположенных втрое дальше, и по цене, вдвое большей┘
Поставки белорусского мяса и сахара в Россию тоже значительны, но не только они. В Белоруссии производятся высокотехнологичные компоненты и детали для всемирно известного мобильного ракетного комплекса стратегического назначения «Тополь-М», реактивных систем залпового огня «Ураган», оперативно-тактического комплекса «Искандер»┘ Так, может быть, России давно следовало бы не только поучать, но и самой чему-нибудь поучиться у соседей – используя для этого как раз возможности Союзного государства? Скажем, тому, с помощью каких технологий в Белоруссии достигнута просто фантастическая по сравнению с Центральной Россией урожайность зерновых – при том что расположены они в одном широтном поясе. А в Гродненской области (запад Белоруссии) она даже больше, чем на знаменитых черноземах Кубани. А ведь Краснодарский край расположен на 10 градусов и почти 1000 километров южнее!
И еще. Разве об этом и многом другом неинтересно узнать российской общественности? Между тем любой, посещающий соседнюю страну, отметит: на белорусском телевидении дается в разы больше информации о России, чем на российском – о Белоруссии. Видимо, у нас кто-то считает, что новости о скандале в семействе Байсарова–Орбакайте для россиян куда важнее, чем о событиях в Союзном государстве. На какое же укрепление нашего союза можно рассчитывать при таком отношении?
Да, свой 10-летний юбилей Союзное государство, конечно, еще отметит, но сколько просуществует сверх того, вряд ли кто-нибудь сейчас рискнет прогнозировать.