Сергей Нарышкин позаботится о полномочиях народных избранников.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
В начале ноября, как стало известно «НГ», общественности будет презентован проект закона «О парламентском контроле в РФ». Разрабатывали его известные в стране правоведы, а курировала процесс администрация главы государства. Предполагается, что в случае принятия законопроекта парламент наконец обретет право контролировать исполнение законов. А также осуществлять депутатский надзор за ходом расследований громких событий или происшествий. Вдохновение авторы законопроекта черпали в инициированной президентом Дмитрием Медведевым прошлогодней поправке к Конституции – о контрольных полномочиях нижней палаты в отношении правительства.
Госдума и Совет Федерации, вместе или по отдельности, смогут создавать комиссии парламентского контроля (КПК), чтобы мониторить исполнение судьбоносных законов или контролировать ход официальных расследований общественно значимых событий. Чиновники самого высокого ранга обязаны будут давать парламентариям всю необходимую информацию. А также являться к ним для ответов на вопросы – под угрозой дисциплинарной, административной и даже уголовной ответственности. Все эти предложения содержатся в разрабатываемом сейчас законопроекте «О парламентском контроле в РФ». Как стало известно «НГ», руководит рабочей группой завкафедрой конституционного и муниципального права юрфака МГУ профессор Сурен Авакьян.
Вместе с ним текст закона пишут представитель НИИ Генпрокуратуры Андрей Жидких, от Высшей школы экономики – Владимир Мазаев, а также бывший уполномоченный по правам человека в РФ Олег Миронов. От депутатов Госдумы в работе творческого коллектива принимал активное участие зампред комитета по безопасности Геннадий Гудков. По данным «НГ», не менее активно в рабочей группе действовали представители Экспертного управления администрации президента и Управления по внутренней политике той же самой администрации Кремля.
По информации думских источников «НГ», кураторы из президентской администрации не просто надзирали за деятельностью экспертов, а сами выдвигали некоторые замечания и предложения. Например, именно Экспертное управление предложило обязательно записать в проекте: «Осуществление мониторинга в правоприменительной практике» – это одно из средств парламентского контроля. Что разработчики с удовольствием и сделали. А результаты совместных – юридически-политических – усилий этой рабочей группы, собиравшейся на Охотном Ряду последние 7–8 месяцев, на днях должны быть представлены руководителю администрации президента Сергею Нарышкину и его первому заместителю Владиславу Суркову.
Как стало известно «НГ», именно Нарышкин может считаться крестным отцом данного законопроекта. Потому что еще в начале года, когда депутаты ГД спросили его мнение насчет возможности появления закона о парламентском контроле, руководитель администрации Дмитрия Медведева возражать в принципе не стал. Сказав лишь: пишите, а мы посмотрим. И вот в начале ноября в нижней палате должна пройти пресс-конференция рабочей группы, на которой все желающие смогут узнать, как же все-таки планируется организовать в России никогда в ней ранее не виданный парламентский контроль.
В распоряжении «НГ» появились выдержки из рабочих материалов. К примеру, стало понятно, что поначалу планировалось отрегулировать узкую проблему, и потому документ предварительно назывался конкретно: «О комиссиях парламентского контроля и парламентских слушаниях». Однако затем – в том числе, как уже говорилось выше, благодаря администрации президента – разработчики замахнулись на стратегическую цель. «Настоящий федеральный закон в соответствии с Конституцией РФ и в целях конкретизации ее положений определяет общие начала и особенности осуществления парламентского контроля в РФ» – вот так предполагается записать в преамбуле проекта.
Очевидно, недаром Экспертное управление Кремля сделало серьезное замечание – не забыть отметить среди главных звеньев системы парламентского контроля Счетную палату РФ. Впрочем, как сообщил «НГ» источник в рабочей группе, «самым сложным делом было прописать парламентские контрольные комиссии таким образом, чтобы не ограничить и не влезть в полномочия уже действующих в стране контрольных – и в том числе правоохранительных – органов». Авторы законопроекта, судя по всему, считают, что это им вполне удалось. Однако окончательного текста пока нет, так что трудно говорить о том, насколько это соответствует действительности.
Пока известно лишь, что закон будет состоять из трех глав. В первой будут отражены основы парламентского контроля – что он собой представляет, когда применяется, как контроль осуществляется и какова ответственность тех, кто ему противодействует. Во второй главе будут прописаны процедурные моменты для Госдумы и Совета Федерации. Третью главу предполагалось посвятить описанию аналогичных контрольных прав и для региональной представительной власти. Однако, как стало известно «НГ», из администрации президента уже пришло на этот счет возражение. В Кремле, судя по всему, считают, что парламенты субъектов РФ не готовы к таким серьезным полномочиям.
Пока, правда, непонятно, каков окажется принцип определения состава КПК – пропорциональный или паритетный. В первом случае в отличие от второго большинство всегда будет у «Единой России». Членам КПК можно будет получать от госорганов любую информацию, даже секретную, иметь право входа в любые органы власти, руководители которых смогут отказаться от общения с парламентариями только по уважительным причинам вроде болезни или командировки.
Как оказалось, ответственные лица в Госдуме о работе по написанию такого законопроекта знают. Например, глава комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин отказался комментировать «НГ» предварительные наработки по этому закону. Именно потому, отметил он, что пока текста не видел – его обещали дать Плигину через несколько дней. Между тем комитет Плигина будет главным, когда проект закона о парламентском контроле внесут в Госдуму. Причем, чего не исключают некоторые думские источники, – от имени президента.