Алексей Кудрин отверг критику оппонентов «Единой России».
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
Вчера в Думе состоялась репетиция нового формата проведения пленарного заседания. Представители фракций получили возможность сделать политические заявления в самом начале дня. Оказалось, что хотя оппозиция и вернулась в зал, жесткости в ее риторике не убавилось. Впрочем, и думское большинство привычки все решать по своему усмотрению пока не оставило.
Перед началом вчерашнего пленарного заседания, которое должно было пройти в присутствии всех думских фракций, в кулуарах представители оппозиции повторили свои требования и претензии. То же самое они стали делать с самых первых минут пребывания в зале. Причем с явного благословения председателя Госдумы. Борис Грызлов первым дал трехминутное слово председателю ЦК КПРФ Геннадию Зюганову.
Тот заявил: «Мы не позволим, чтобы воровали наши голоса на выборах, и не позволим нам затыкать рот!» Лидер коммунистов опять потребовал расследования спецкомиссией при президенте случаев фальсификации. Потом выступил глава ЛДПР Владимир Жириновский. Он объявил: «Мы не признаем результатов выборов по всей стране».
Первые полчаса вчерашнего заседания Грызлов завершил так: «Мы сегодня проверили новый формат проведения обсуждения порядка работы Госдумы». Однако пока же ничего существенного в думских порядках не изменилось. И это показало вчерашнее обсуждение проекта федерального бюджета на 2010 год. Вице-премьер Алексей Кудрин сразу же придал ему политическую актуальность. «Сегодня у внесенного бюджета появилась еще одна черта. Потому что обсуждение бюджета собрало в этот зал те фракции, которые до этого его покинули». Кудрин уверен – поэтому обсуждаемый бюджет «можно считать еще и бюджетом примирения и согласия». Правда, потом сам министр финансов никакого примирительного тона не демонстрировал. Он ни в чем не соглашался с депутатами из оппозиционных фракций, а вот с единороссами говорил подчеркнуто уважительно.
Резче всего Кудрин говорил с эсэрами. Он обвинил мироновцев в том, что предложение повысить в бюджете среднегодовую цену на нефть с 57 долл. за баррель до 70 – значит «увеличить зависимость России и российской экономики и доходов бюджета от цены на нефть». Назвав такой подход популистским, Кудрин зловеще произнес: «Я считаю, что он не может претендовать на жизнь». И пояснил: потом дополнительные доходы можно будет тратить на социальные нужды.
Глава Минфина полностью отверг сомнения оппозиции в социальной направленности бюджета-2010. И договорился до того, что социальные расходы государства уже настолько высоки, что подвели страну к опасной черте. Потому что если тратить больше на социальные нужды и дальше, то «это может поставить под угрозу наши планы по модернизации».
Оппозиция в ответ на такую жесткую категоричность министра молчать не стала. Глава КПРФ Геннадий Зюганов в течение 10 минут указывал Минфину на всевозможные недостатки и провалы. А потом заявил: «Вы подготовили не бюджет, а коллективное заявление об отставке правительства». И сообщил, что коммунисты все до одного будут голосовать против проекта бюджета. Точно с таким же объявлением выступил и председатель ЛДПР Владимир Жириновский.
При этом его оценка бюджета оказалась более оригинальной. Раз Кудрин приписал бюджету важное политическое значение, то и Жириновский эту тему обходить не стал. По его мнению, «весь бюджет идет на поддержку этого курса, этого правительства и этого президента». А потом конкретизировал: «Это бюджет подкупа избирателей перед выборами 2011 и 2012 годов».