В золотой тысяче президента окажется мало незнакомых фигур.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
В ближайшие дни будет опубликован список президентской кадровой тысячи. Перечень не вместил всех желающих, поэтому он оказался немного больше.
Разрыв по времени между обнародованием президентской сотни и тысячи составил почти восемь месяцев. Фамилии резервистов из золотой сотни главы государства стали известны широкой общественности в середине февраля. А остальных 910 претендентов подбирали до последнего момента. По данным «НГ», на прошлой неделе президент Дмитрий Медведев поставил свою подпись под окончательной редакцией списка.
Директор института прикладной политики Ольга Крыштановская считает, что столь существенный разрыв в обнародовании перечней сделан для того, чтобы не подогревать иждивенческие настроения кандидатов: «Люди, включенные в президентский резерв, ожидают, что вот-вот будут наделены полномочиями. Начинаются брожение, вопросы: а почему мы в списке, а нас еще не назначили? С нами не работают, не приглашают ни на какие курсы! Не все понимают, что сам факт попадания в список еще ничего не означает. Это лишь шанс, а не гарантия высокого назначения».
Президентская тысяча формировалась по тому же принципу, что и сотня. В ней четыре раздела: представители федеральных органов государственной власти, региональных органов власти, бизнеса, а также деятели науки, образования, общественных организаций. Претендентов на включение в кадровую тысячу подбирали несколькими способами. Во-первых, их рекомендовала засекреченная группа экспертов. Нарышкин пояснил: это делается для того, чтобы избежать лоббирования чьих-либо интересов. Во-вторых, министерства и ведомства, полпредства, госкорпорации, институты и крупные бизнес-структуры направляли в президентскую комиссию наиболее достойных молодых сотрудников.
К примеру, от полпредств, по данным «НГ», туда рекомендовали помощника полпреда президента в Приволжском федеральном округе Олега Мельниченко. Ему 36 лет. До назначения в полпредство он работал вице-губернатором Пензенской области. Кстати сказать, наличие фамилии Мельниченко в президентской тысяче во многом содействовало его включению в список претендентов на пост президента Республики Марий Эл. Руководство ЕР предложило его на рассмотрение президента в прошлый понедельник. И хотя шансы на назначение новым главой Марий Эл у Мельниченко невысоки, однако сам факт попадания в губернаторские тройки серьезно повышает его аппаратный вес.
«Единая Россия» одолжила и еще одного кандидата на губернаторский пост из пока неопубликованной президентской тысячи – директора департамента промышленности и инфраструктуры российского правительства Александра Мишарина. В середине августа партийные лидеры включили его в тройку кандидатов на кресло свердловского губернатора. Кстати, в отличие от Мельниченко у Мишарина есть реальный шанс заменить собой 72-летнего главу региона Эдуарда Росселя. И Мельниченко, и Мишарин записаны в раздел: «Представители федеральных органов государственной власти». Мишарин, кстати, считается протеже вице-премьера российского правительства Сергея Собянина. В президентской комиссии он работает в статусе зампреда.
От бизнеса и госкорпораций в золотую тысячу рекомендовали управляющего директора Российской корпорации нанотехнологий Сергея Поликарпова. До прихода в Роснанотех он занимал позицию управляющего директора в холдинговой компании «Интеррос» и руководил проектами по развитию водородной энергетики, также возглавлял департамент по связям с инвесторами в «Норильском никеле» и занимал пост генерального директора компании Smart Hydrogen. Имеет степень MBA Гарвардского университета. Включение топ-менеджеров Роснанотеха вполне закономерно. Ведь именно эту госкорпорацию назначили главной в стране за модернизацию, а ее главу Анатолия Чубайса даже включили в члены президентской комиссии по модернизации.
А вот кандидатов из кадрового списка «Единой России» в президентской тысяче, сказал источник «НГ», близкий к администрации Кремля, так и не появилось.
Ничего зазорного в том, что кандидаты в список попадали в большинстве случае по знакомству, Крыштановская не видит: «Такой принцип действует во всем мире. При селекции кадров талантливых людей выявляют все равно люди, а не машины. Но тут важно, какими критериями они пользуются при подборе». С этой точкой зрения в корне не согласен член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко: «Нужно будет посмотреть, каким будет соотношение в списке знакомых и незнакомых лиц. Будет ли как у Грибоедова: «Ба, знакомые все лица». Или там появятся новые свежие кадры, которые находятся вне аппарата. Если так, тогда действительно идет речь о том, что было соревнование, чтобы выявить – кто сильнее и умнее. Но если там окажутся люди, доказавшие свою лояльность нынешнему курсу, то принципиально новых идей для развития страны они, конечно же, предложить не смогут. Более того, в условиях коррупции невозможно рекомендовать новых людей, которые придут со свежими идеями».