14 октября 2009 года теперь войдет в новейшую историю Российской Федерации как день, когда в стране закончилось политическое спокойствие, от которого, похоже, давно сводило скулы у экспертов.
Спустя два дня после выборов в местные органы власти фракции трех политических партий – КПРФ, «Справедливая Россия» и ЛДПР – покинули зал заседаний Госдумы. Как объяснили сами народные избранники, таким образом они выразили протест против того, что на прошедших выборах их партии показали плохие результаты, а «Единая Россия» – почему-то хорошие. Даже не пытаясь проанализировать причины своих неудач на выборах, представители трех партий предпочли устроить скандальный исход из стен Госдумы. Исход депутатов получился шумным, нервным, если не сказать, экзальтированным.
Не случайно в комментариях на это событие очень часто звучало слово «истерика». Секретарь президиума генсовета партии «Единая Россия» Вячеслав Володин так и сказал: «Произошедшее кроме как истерикой никак по-другому назвать нельзя. Когда представители парламентских фракций с легкостью покидают свои места в Госдуме, занять которые они стремились в ходе выборной кампании, то это говорит о том, что они не дорожат доверием, которое им оказали люди. Если проиграл – умей держать удар. Сваливать свой проигрыш только на нарушения неправильно, надо искать ошибки внутри себя».
Действительно, непонятно, для чего взрослые и искушенные в политике дяди устроили шумный массовый исход, заметьте, со своего рабочего места. Речь ведь идет не о коллективном прогуле уроков, в котором наверняка каждый из нас участвовал в детстве, – депутаты ушли с работы. До сих пор членов трех фракций почему-то все устраивало – депутатские квартиры, «мигалки», внимание прессы┘ Но стоило им получить неважнецкие результаты на выборах, как они сорвались на фальцет: караул, кругом фальсификация!
Член Общественной палаты Николай Сванидзе считает, что таким образом оппозиция пытается просто оправдаться в глазах своих избирателей за проигрыш, перевалив вину на других: «С юридической стороны – да, три парламентские фракции покинули заседание, хотят встретиться с президентом. Это выглядит убедительно. Но есть ли у них доказательства фальсификации результатов выборов? Если да, им надо не к президенту идти, а в прокуратуру. А если доказательств нет, интересно посмотреть, что им скажет президент». Поэтому, считает Сванидзе, подобный шаг со стороны КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России» – не более чем попытка самоутвердиться. «Вряд ли им удастся что-то доказать и чего-то добиться. По сути, их демарш не имеет никакого смысла», – полагает эксперт.
Кстати, о долге. Устраивая демарш, представители трех фракций упустили из виду, что 14 октября в Госдуме рассматривались два очень важных законопроекта – об ужесточении борьбы с организованной преступностью и об изменениях в бюджете Пенсионного фонда. Впрочем, как мы заметили, депутатам дела мало до законопроектов – слишком тяжелую моральную травму получили они на воскресных выборах, может быть, поэтому предпочли устроить себе внеплановый выходной. И еще раз обсудить, как так получилось, что данные исследований по Москве не сошлись с результатами выборов.
Exit-pools компании ВЦИОМ давали «Единой России» более низкий рейтинг, чем тот, который партия получила. Комментарий по этому поводу вчера дал директор ВЦИОМа Валерий Федоров: «Причина этого очень проста: мы проводили наше исследование через мобильные телефоны. В России такие исследования проходят довольно редко, у нас нет культуры отвечать на вопросы посредством мобильного телефона. Поэтому в нашем исследовании приняло участие довольно мало опрошенных, и структура той аудитории, которая приняла участие, резко расходилась с половозрастной структурой московских избирателей.
Известно, что молодые люди обычно не голосуют, люди среднего возраста голосуют средне, зато избиратели старшего возраста являются основным контингентом. У нас же, так как был избран метод – опрос по мобильному телефону, основной частью респондентов были именно люди среднего возраста. Молодежи практически не было, избирателей пожилых было очень мало. Поэтому наши результаты резко расходятся с результатами Мосизбиркома. Но из этого совершенно не следует вывод, что мы дали честную и объективную картину выборов в Москве, а избирком – нет.
Надо, конечно, учитывать личный рейтинг мэра Москвы Юрия Михайловича Лужкова среди тех пожилых избирателей, кто не был охвачен нашим исследованием. Поэтому результаты выборов совпадают не столько с рейтингом в Москве «Единой России», сколько с личным рейтингом мэра столицы».
Никто из экспертов не сомневается, что через очень короткое время все три фракции вернутся в зал заседаний.