Винни Пух, как и герои других мультфильмов, стал активным участником судебных тяжб.
Кадр из мультфильма
Любимые мультперсонажи – Чебурашка, Винни Пух, Бонифаций и другие – не дают скучать не только детям, но и взрослым. Они давно перестали быть исключительно персонажами мультфильмов. Все эти герои – активные «участники» судебных тяжб. В ближайшее время новый виток скандала вокруг этих персонажей приведет к новым судам.
Несколько лет назад художники-мультипликаторы Леонид Шварцман, Светозар Русаков («Ну, погоди!»), Эдуард Назаров и Владимир Зуйков («Винни Пух»), Наталья Орлова («Тайна третьей планеты») и другие вдруг выяснили, что никакого официального отношения к нарисованным ими персонажам не имеют. Все права на фильмы вместе с персонажами, музыкой, звуком и прочими составляющими – у ФГУП «Фильмофонд киностудии «Союзмультфильм». В коллекции Фильмофонда – 1379 мультфильмов. Все отчисления от продаж прав на использование Чебурашки, Крокодила Гены, Винни Пуха, Бонифация и многих, многих других получает именно Фильмофонд. Художники не получают ничего.
Недавно Фильмофонд заключил контракт с одной фирмой по производству игрушек. Теперь с конвейера будут выходить Чебурашки в промышленных количествах, принося прибыль компании и, разумеется, Фильмофонду. Художники-мультипликаторы написали по этому поводу коллективное письмо, в котором поясняют, что «никогда не передавали своих прав ни «Союзмультфильму», ни его Фильмофонду», ни той самой фирме. Авторы письма утверждают, что договор, заключенный между фондом и компанией по производству игрушек, – это договор о производстве и продаже контрафактной продукции. Одновременно мультипликаторы попросили Российское авторское общество (РАО) разъяснить ситуацию. РАО встало на сторону художников, сославшись на статью 486 Гражданского кодекса РСФСР от 1964 года: «Автору сценария, композитору, режиссеру-постановщику, главному оператору, художнику-постановщику и авторам других произведений, вошедших составной частью в кинофильм или телевизионный фильм, принадлежит авторское право каждому на свое произведение┘»
Гендиректор ФГУП «Фильмофонд» Василий Шильников объясняет, что мультипликаторы, а заодно и РАО неправильно понимают этот пункт. Поскольку на момент, когда запускались в производство советские мультфильмы, все художники-мультипликаторы состояли в штате киностудии «Союзмультфильм», а значит, рисовали своих персонажей в ходе выполнения служебного задания и рисунки автоматически становились собственностью студии.
Мультипликаторы намерены подать в суд на Фильмофонд. Вообще в последние годы художники судятся за свои права беспрестанно. В этом нет ничего удивительного – деньги за созданные ими образы получает кто угодно, только не они. Надо учесть и тот факт, что авторы персонажей – люди, мягко говоря, в возрасте. «Родителю» Чебурашки Леониду Шварцману, например, – 89. Физической возможности полноценно защищать свои права в судах у него нет. За него всюду ходит Юрий Норштейн.
Похоже, за рисованных персонажей будут судиться долго и еще не один раз. Надо признать, что своя правда есть у обеих сторон. И поспорить с Фильмофондом, на стороне которого – все суды, включая Верховный и Высший арбитражный, трудно. Формально – да, все права на мультфильмы, частью которых являются нарисованные художниками персонажи, у Фильмофонда.
Есть другая сторона проблема. Она лежит в области, к сожалению, от судов далекой – морально-нравственной. На аргументы этой стороны нельзя опираться в спорах хозяйствующих субъектов, ее доводы нельзя считать официально весомыми. Но когда речь идет о невнятности законов, о путанице в терминах, о невозможности без сучка и задоринки обозначить права обеих сторон, то почему в таких случаях в нашей практике всегда правда оказывается на стороне молодого и сильного?