Дмитрий Медведев предложил Госдуме на утверждение несколько поправок в Уголовно-процессуальный кодекс. Президент считает, что требуют уточнения статьи УПК о порядке рассмотрения сообщений о преступлении, о содержании обвинительного заключения, а также о привлечении к уголовной ответственности так называемых спецсубъектов. То есть должностных лиц, обладающих той или иной степенью неприкосновенности. Эксперты очень удивились тому, что глава государства подписывается под такой мелочью.
Президент предлагает поправить четыре статьи Уголовно-процессуального кодекса. Например, и сейчас в статье 144 УПК у следователя есть право проводить проверку информации о совершении преступления прежде чем возбуждать уголовное дело. В поправках, подготовленных, понятное дело, скорее всего Минюстом, ему дается дополнительное право "исследовать документы и предметы, в том числе трупы". Член Московской городской коллегии адвокатов Олег Щербаков в беседе с корреспондентом "НГ" сказал, что речь идет о логичном дополнении нормы УПК. Правда, заметил он, это правило и так уже действует на практике – "следователю обязательно нужно изучить предметы, в том числе и трупы" с привлечением специалистов.
Впрочем, тот же Щербаков сильно удивился тому, что такая поправка вносится от имени Медведева. И предположил, что это, видимо, делается с той целью, чтобы показать: "Администрация президента работает и оперативно исправляет недостатки УПК". Потому что этот документ, считает адвокат, который был принят в 2002 году под лозунгом либерализации, "на самом деле оказался противоречащим многим сложившимся на практике нормам, а значит, вместо либерализации привел даже к некоторому ухудшению". К качестве примера Щербаков привел прежнюю норму о возможности возращения дела из суда в прокуратуру, которая теперь отменена. Это, по его словам, на самом деле ухудшило положение обвиняемых.
Однако самой интересной и крайне загадочной выглядит еще одна поправка к УПК, выдвинутая Медведевым. Она касается так называемых спецсубъектов, то есть некоторых категорий в основном должностных лиц, к которым применяются особые процедуры следствия. Согласно статье 447 УПК к спецсубъектам относятся: депутаты Госдумы и члены Совета Федерации, региональные и местные депутаты, все судьи, глава Счетной палаты вместе с заместителями и аудиторами, Уполномоченный по правам человека, кандидат в президенты РФ, а также отставные главы государства, вся прокурорская и следовательская вертикаль, члены избирательных комиссий и кандидаты в депутаты всех уровней.
К спецсубъектам также причислены и все адвокаты. Общая особость проведения следственных действий против спецсубъектов заключается в том, что следователь должен получать на то разрешения от их вышестоящих начальников. Но вот теперь Медведев предложил, чтобы спецсубъект мог письменно отказаться от своего статуса и подвергаться преследованию в обычном порядке. Он же может быть применен и в том случае, если хитрый спецсубъект для чего-то скрыл свою особость от органов следствия.
Первый зампред думского комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Москалец предложил считать президентский законопроект расширяющим права граждан. Москалец заявил "НГ", что эту норму можно рассматривать как еще одну грань той процедуры, которая получила название "сделка с правосудием". По его словам, спецсубъект может решить, что ему выгоднее будет согласиться на общий порядок следствия, например, тогда, когда ему пообещают судить по более легкой статье. "Или, наоборот", – заметил депутат, – "вдруг кто-то из обладающих особым статусом, уверенный в том, что он не виновен в том, в чем его обвиняют, готов будет идти на судебный процесс, чтобы свою невиновность доказать".
Таким образом, подчеркнул он, "президентская поправка дает таким людям право самим решать, как они должны поступать". "Отказ спецсубъекта от своего статуса – это хороший сюжет для ныне популярных криминальных сериалов, но в жизни я такого не встречал", – в свою очередь прокомментировал такой взгляд на поправку адвокат Олег Щербаков. По его мнению, и эта поправка сущностного значения для УПК не имеет, а потому непонятно, для чего президенту нужно было ее предлагать. А искренний смех у него вызвала последняя фраза пояснительной записки о том, что, мол, теперь у спецсубъектов не будет возможности скрывать свой статус, чтобы объявить его уже на суде и тем самым разрушить все следствие. "Трудно представить, что кто-то из них станет специально сидеть в тюрьме только для того, чтобы громко выступить в суде".
Вместе с тем, он не исключил, что предложенный Медведевым законопроект, "как это у нас нередко бывает, направлен на решение какой-то персональной проблемы, а может быть, вообще предназначен для какого-то одного человека". Щербаков напомнил: ведь президентские инициативы обычно обсуждаются очень быстро и принимаются фактически без исправлений. Интересно, что глава думского комитета по законодательству Павел Крашенинников вчера отказывался комментировать эти поправки в УПК. Под тем предлогом, что накануне он уже все сказал для интернет-портала "Единой России". Правда, очень легко убедиться, что приведенные на нем слова Крашенинникова на самом деле комментарием не являются, представляя собой пересказ президентской пояснительной записки. Между тем, на Охотном ряду, как стало известно "НГ", среди депутатов началась тревога. Некоторые из них уверены, что письменное согласие на обычное следствие правоохранительные органы будут просто "выбивать".