Госсекретарь США едет в Россию, чтобы сдвинуть с мертвой точки работу двусторонней американо-российской президентской комиссии. Ее участники впервые соберутся в Москве, чтобы наметить планы на будущее. Между тем вокруг первого заседания одной из ее рабочих групп – «Гражданское общество» – возникла любопытная интрига. Состав группы пока не обнародован, но известно, что радикально настроенных правозащитников туда не включили. Впрочем, как выяснила «НГ», в Белом доме США считают, что это правильно.
В следующий понедельник, 12 октября, в Россию приедет госсекретарь США Хиллари Клинтон. Ожидается, что во время ее пребывания в Москве состоятся заседания всех 13 рабочих групп российско-американской комиссии, созданной по решению Дмитрия Медведева и Барака Обамы в июне этого года.
Работу группы «Гражданское общество» с российской стороны поручено курировать первому заместителю главы администрации президента Владиславу Суркову, а с американской – советнику президента США по России и Евразии Майклу Макфоллу. Ожидается, что первое совместное заседание группы состоится в Москве в понедельник. Правда, в посольстве США официально не подтвердили факт встреч, хотя визит действительно начинается в следующий понедельник. Пока не был объявлен и состав группы с российской стороны. Впрочем, в посольстве объяснили, что списки ее членов, как правило, не публикуются. Объявляются лишь имена руководителей, так как структура обычно заседает в закрытом режиме. К слову, списки членов комиссии с американской стороны также не размещались в открытом доступе.
Два месяца назад потенциальных российских претендентов на звание члена рабочей группы пригласили на организационное совещание. В их числе уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин, президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский, председатель Совета при президенте по содействию развития институтов гражданского общества и правам человека Элла Памфилова и правозащитник Александр Брод. На заседании обсуждали, кого еще неплохо бы включить в число членов комиссии и какие темы она должна разрабатывать. В частности, как рассказал «НГ» Брод, ставился вопрос о привлечении к ее работе целой группы правозащитников. На этом и остановились. Александр Брод сообщил «НГ», что приглашения на понедельничную встречу пока не получал и вообще в этот день будет в командировке. Не дошли приглашения и до других участников первого совещания. Не поставили членов рабочей группы и в известность о том, каких правозащитников в итоге решили привлечь. При этом они почти не сомневаются, что радикально настроенных защитников прав человека в члены рабочей группы не позовут. Правда, осуждать руководство структуры по этому поводу приглашенные не спешат. По словам Памфиловой, критически настроенные правозащитники и без того имеют возможность донести свою точку зрения до американских коллег и представителей официальных структур. Так как регулярно осуществляют поездки за Атлантический океан. Комиссия Медведева и Обамы – совсем другое дело. На взгляд Памфиловой, она-то как раз и будет способна скорректировать стереотипы, сложившиеся в восприятии друг друга на государственном уровне. «Я полагаю, что в первую очередь важна эффективность диалога. Медведев понимает, что надо снимать недопонимание», – уверена Памфилова. «И если усадить за стол переговоров, к примеру, тех правозащитников, которые с российской стороны антиамерикански настроены, а с американской – антироссийски, вдруг они о чем-то договорятся? И будут содействовать развитию двусторонних связей? Я полагаю, что эта логика в данной ситуации может принести определенные плюсы», – сделала вывод Памфилова.
Непротивленческую позицию занимают далеко не все правозащитники. Напомним, сразу после того, как стало известно, что работу рабгруппы «Гражданское общество» с российской стороны будет курировать Сурков, группа правозащитников написала Обаме и Медведеву, предложив им отозвать кандидатуру высокопоставленного чиновника. Между тем, как выяснила «НГ», фигура Суркова вполне устраивает американцев. Высокопоставленный сотрудник американской администрации сообщил «НГ», что Белый дом США стремится работать с реальными членами властной команды России, способными повлиять на общественные процессы, нежели с радикалами.