Вчера комитет Госдумы по конституционному законодательству рекомендовал нижней палате одобрить во втором чтении поправки к закону о присяжных заседателях. Предполагается, что бывшие сотрудники силовых ведомств должны будут отказываться от исполнения этой обязанности. Ограничение будет действовать пять лет после отставки. Эксперты считают, что в результате прокуратура сможет требовать отмены по формальным основаниям «плохих» приговоров.
Напомним: как писала «НГ» (см. номер от 19.01.09), группа депутатов предложила исключать из списков присяжных не только действующих силовиков, военнослужащих, правоохранителей, судей, адвокатов и даже частных охранников, но и отставников. Причина запрета в пояснительной записке называлась так: «Действующие нормы содержат пробел – уволенные со своих должностей перечисленные выше лица, по своему статусу поддерживающие формальные отношения в виде участия в ветеранских общественных организациях, иных неформальных движениях представляемых структур, а также состоящие с ними в пенсионных правоотношениях, также должны иметь право подать заявление об освобождении их от обязанностей присяжных заседателей».
Интересно, что о вероятности влияния на таких специфических присяжных со стороны их бывших ведомств и даже возможности возникновения на этой почве коррупционных отношений сказали не простые депутаты, а сами бывшие чекисты и милиционеры.
Директор ФСБ в 1996–1998 годах, а ныне глава думского комитета по делам ветеранов Николай Ковалев – один из авторов проекта. Стоит под документом и подпись председателя комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам Анатолия Лыскова – бывшего главы Договорно-правового управления ФСБ. Третий автор – замглавы комитета ГД по делам СНГ от фракции «Справедливая Россия» Татьяна Москалькова, генерал-майор милиции, служившая ранее в должности первого замначальника правового департамента МВД РФ. Руководитель движения «За права человека!» Лев Пономарев очень порадовался такой, как он выразился, «явке с повинной». По его мнению, показательно, что именно бывшие силовики так уверенно говорят о зависимости от ведомств бывших сотрудников. Правда, первый зампред комитета ГД по конституционному законодательству Александр Москалец категорически с таким утверждением не согласен. По его словам, бывают и бывшие, и даже переродившиеся сотрудники, превратившиеся в преступников.
Интересно, что депутаты – авторы законопроекта – предлагали ввести для отставников-силовиков ограничение на работу присяжными навечно. Однако правительство прислало в Госдуму иное мнение – введение срока обязательно, а в противном случае проект поддержан не будет.
Поэтому появился срок в пять лет, по истечении которого бывшие чекисты, прокуроры и милиционеры смогут спокойно судить своих сограждан. Москалец появление пятилетнего срока объяснял по-разному: и вспоминая ограничения для ушедших в отставку чиновников по закону о борьбе с коррупцией, и отмечая, что Госдуму вот тоже теперь будут избирать на пять лет. То есть всячески подчеркивая, что в России любят цифру 5, вот поэтому депутаты ее и ввели.
По мнению Пономарева, такая странная норма вполне может быть использована прокуратурой для того, чтобы оспорить по формальным причинам те приговоры присяжных, которые ее устраивать не будут.