Доклад независимой международной миссии по расследованию конфликта в Грузии превысил 1150 страниц. Основные выводы документа: Грузия первой развязала войну. Однако в серьезных нарушениях международного права уличена и Россия.
Доклад, как и сообщала «НГ», был представлен вчера днем в Брюсселе послам стран – членов ЕС, а также дипломатам из России, Грузии, ОБСЕ и ООН. Его получил из рук главы миссии Хайди Тальявини постпред России при ЕС Владимир Чижов.
Суть многостраничного документа изложена на 25 страницах в его начале под отдельным заголовком «Конфликт в Грузии в августе 2008 года». Как сообщила Тальявини, ее миссия пришла к следующим выводам. Грузия первой развязала войну, открыв по Цхинвалу огонь из тяжелой артиллерии в ночь с 7 на 8 августа. «Ни одно из объяснений, данное грузинскими властями, чтобы обеспечить какое-то правовое обоснование атаки, не является убедительным. В частности, в тот момент не осуществлялось массированного российского военного вторжения, которое грузинским ВС требовалось остановить путем бомбардировки Цхинвала», – заявила Тальявини.
Однако при этом швейцарка подчеркнула, что атака Цхинвала не была изолированным событием, а «стала кульминационным моментом возраставшей в течение многих месяцев и лет напряженности, вооруженных инцидентов и постоянно усугубляющейся ситуации». И, как она считает, все стороны конфликта несут за это ответственность.
Тальявини подчеркнула, что вина за непосредственное развязывание войны лежит на Грузии, российская сторона несет ответственность за значительное число нарушений международного права. В частности, таковым, по мнению миссии, является массовая раздача российских паспортов большинству жителей Абхазии и Южной Осетии до конфликта. «Дополнительным нарушением международного права явились вооруженные действия российских вооруженных сил на грузинской территории, которые вышли далеко за пределы соразмерной защиты российских миротворцев, атакованных грузинами в Цхинвале», – заключила миссия.
Тальявини утверждает: признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии с точки зрения международного права должно рассматриваться как незаконное и нарушающее территориальную целостность Грузии.
Миссия называет «не получившими подтверждения» российские обвинения в адрес Тбилиси в геноциде. В то же время она сообщает со своей стороны, что были серьезные основания полагать, что имели место неоднократные эпизоды этнических чисток против этнических грузин в Южной Осетии.
Наконец, Тальявини поставила под вопрос поведение российских военных, которые то ли не хотели, то ли не могли остановить «зверства», совершаемые вооруженными группами или отдельными лицами, воевавшими на югоосетинской стороне, в отношении гражданского населения.