Академик Виктор Садовничий знает регионы, где были массовые нарушения на экзаменах, но обижать никого не хочет.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
Казалось, что все обсуждение итогов проведения единого государственного экзамена так и останется на уровне бесконечных разговоров о технологиях его проведения. Сколько волн приема, сколько вузов может «окучить» студент за одну приемную кампанию┘ Но нет. На совещании ректоров высших учебных заведений Российской Федерации, состоявшемся в минувший понедельник, впервые попробовали поговорить о нравственном климате в обществе.
Кто еще не понял, ЕГЭ сдавала вся страна. И с этой задачей она справилась, мягко говоря, очень неважно. «Знаете, какие нам документы приносили инвалиды? – смущаясь, сказал на совещании Мякзюм Салахов, ректор Казанского госуниверситета. – Например, справки, где срок инвалидности истекал через три дня после зачисления в вуз. А сама группа инвалидности выдавалась на два-три месяца. Случались справки, которые просто ставили администрацию вуза в тупик. В таких документах мы находили приписки врачей примерно следующего содержания: дескать, инвалиду такой-то группы рекомендуется с учетом состояния его здоровья учеба на факультетах экономики или международных отношений. А когда мы проверяли анкетные данные, то оказывалось, что у этих инвалидов вдобавок родители–врачи».
Массовые нарушения на экзаменах случались в некоторых регионах. «У нас есть регион, не буду его называть, не хочу никого обидеть, – сказал ректор МГУ имени М.В.Ломоносова Виктор Садовничий, – в котором всего два победителя олимпиад, но зато 70% молодых людей, сдавших математику на 80 баллов». Нравственности обществу не хватает, поддакивали главе Российского союза ректоров собравшиеся.
«Если за рубежом человек припаркуется неправильно, – размышлял вслух депутат Госдумы РФ Владимир Воронин, – то немедленно появится свидетель, который сообщит о неправильности его действий полиции. И нарушитель будет наказан. Если у нас такое кто-то совершит, так ему сердобольные наши граждане помогут еще и от милиции удрать... Может, Голодомор или страшные войны, выпавшие на долю наших граждан, сделали нас такими┘ терпимыми». И кто бы мог подумать, как скажется Голодомор на последующих поколениях┘ Ведь только у нас уважаемый ректор может сказать: «Я никого не хочу обидеть».
Остается вопрос, если все понимали «как это будет» и «что мы за страна такая», зачем заимствовали систему, абсолютно не родственную нам по духу? Чего ожидали? Все тот же академик Виктор Садовничий отвечает на это так: «А все равно другого ничего невозможно придумать. Старая система себя изжила, а ректоры устали отбиваться от обвинений в коррупции».
Хорошо. А почему тогда не сделали выводов из эксперимента? Восемь лет эксперимента по ЕГЭ, и страна все еще не готова к его проведению. Самое гадкое, что значительной части молодых людей дали «хорошую» установку на последующие годы и цели. Сейчас, спохватившись, чиновники и ректоры выдвигают предложения сделать пункты приема ЕГЭ независимыми центрами, а дело самой сдачи передать в руки независимым экспертам.
Конечно же, так и стоит сделать. А потом спокойно наблюдать, как энергичные люди делают на ЕГЭ бизнес по-русски. Скажите, откуда у нас возьмутся независимые структуры? Дело ЕГЭ нужно срочно брать в ежовые рукавицы закона. Прошли проверки. Есть результаты этих проверок. Есть лжеотличники. Значит, есть виновные. И есть возможность вычислить тех, кто им помогал.
«Назовите регионы и школы, – говорит сегодня министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко ректорам, – и люди, допустившие фальсификации ЕГЭ, будут сняты с должностей. Сегодня нужно и можно заменить руководителей, не справившихся с задачей безопасности проведения госэкзамена. Мы кое-где это уже сделали. Мы ждем от вас сотрудничества в этом вопросе».
Вот только не верю, что имена будут названы. У нас же всегда очень боятся кого-нибудь обидеть. Поэтому лучше будем и дальше говорить о волнах приема. Так сколько их там будет? Кажется, уже две.