Борис Громов смотрит на выборы как на военную кампанию.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Ровно неделя осталась до решающего рубежа осенней выборной кампании – заканчивается период, когда кандидатов можно снимать с гонки. Между тем становится ясно, что региональные начальники проигнорировали рекомендацию Дмитрия Медведева насчет терпимого отношения к оппозиции и создания обстановки политической конкуренции. Регионы словно соревнуются: кто снимет больше кандидатов. Эксперты «НГ» говорят об отсутствии у президента рычагов, способных помочь в реализации его демократических инициатив.
В следующий вторник кандидаты наконец смогут вздохнуть свободно. Они будут защищены законодательством о выборах, которое запрещает лишать регистрации участников кампании за пять дней до дня голосования, 11 октября. Однако упускать оставшееся время региональные администрации явно не намерены. Вести о снятии кандидатов с муниципальных выборов растут как снежный ком.
Напомним: летом Кремль разослал по областям установки – не снимать с выборов оппозиционные политструктуры и особенно бережно относиться к малым партиям. В июне Дмитрий Медведев впервые за всю историю существования института президента даже провел встречу с лидерами трех малых партий: «Яблока», «Правого дела» и «Патриотов России». Ему важно было показать, что правила игры меняются.
Впрочем, и до этого, на апрельской встрече с единороссами, глава государства пытался убедить их в том, что пора бы научиться побеждать на выборах честно – без использования административного ресурса. Кроме того, он намекнул «Единой России», что не стоит проявлять чрезмерного рвения на муниципальных выборах. Судя по всему, президент хотел замерить подлинный рейтинг партии власти и соответственно уровень доверия населения к антикризисным мерам правительства.
Впрочем, единороссы быстро забыли пожелания президента. И даже напротив: в преддверии выборов они пригрозили секретарям ячеек строгими наказаниями за провал своих кандидатов. Негласные рекомендации от высшего руководства ЕР получили и губернаторы. Им ясно дали понять: на выборах, как на войне, все средства хороши. Особенно хорош административный ресурс, в применении которого, как выяснилось, нет ничего зазорного. Дважды уговаривать региональных начальников не пришлось. Есть среди отличившихся и свои рекордсмены. И чем больше слухов об их шатком положении, тем больше усердия они проявляют в «реальной политике».
К примеру, глава Московской области Борис Громов, отставку которого кто только не пророчил, твердо ведет к победе в муниципалитетах именно единороссов. Так, в подмосковном Клину более 12 дней голодают «Патриоты России», не допущенные к муниципальным выборам. Территориальный избирком отказал им в регистрации, сославшись на то, что дата и подпись избирателя на подписном листе находятся в разных колонках. Комиссия посчитала, что они должны стоять в одной колонке, хотя в законе это не оговорено.
Голодовка становится для партийной оппозиции последней возможностью достучаться до власти. Фото Арсения Несходимова (НГ-фото) |
Любопытно, что местные чиновники и СМИ голодовки не заметили. Даже в прошлую пятницу, когда двое протестующих оказались в больнице с диагнозом истощение. Кандидат Петр Липатов, пролежавший в реанимации два дня, вчера выписался из больницы и вновь присоединился к голодающим. Врачи «Скорой» предупреждают, что намерены госпитализировать еще одного партийца. Вчера же около 30 жителей Клина провели акцию протеста в Москве на площади Революции. Они обратились к Центризбиркому, призывая разобраться в ситуации.
В Подмосковных Люберцах готовятся объявить голодовку эсэры. В минувшую пятницу местный избирком отменил регистрацию Алексея Симоненко, кандидата от «Справедливой России», на выборах депутатов горсовета. Основание: название регионального отделения не соответствует изменившемуся названию партии – дело в том, что на недавнем съезде было решено удалить из него три слова: «Родина, Пенсионеры, Жизнь». Сегодня и завтра избирком будет рассматривать жалобы еще на 13 кандидатов-эсэров. С теми же претензиями. Избирком грозит снять с выборов всех кандидатов от «Справедливой России», а их в Люберцах два десятка.
Заметим, к такой крайней мере, как голодовка, партийцы не прибегали со времен 2005-го, когда перестали есть депутаты «Родины» во главе с Дмитрием Рогозиным. Нынешние кандидаты уверены, что этот метод – единственный способ, чтобы известить президента о нарушении их избирательных прав.
Похожая ситуация складывается и на выборах мэра города Воскресенска. Там выдвинулось семь кандидатов. Трое от оппозиции: Владимир Емельянов, Сергей Рудаков и Геннадий Егоров. Все они члены разных партий. Оставшиеся четверо – действующий мэр Юрий Слепцов и представители его команды. В результате оппозиционеры к выборам допущены не были. Поверженные кандидаты на этой неделе готовятся провести акцию протеста за честные выборы.
Профессор МГУ им. М. В. Ломоносова Ростислав Туровский считает, что президенту Медведеву не хватает механизмов реализации своих установок: «Им неоткуда появиться. Президент может говорить, что он за многопартийность, но внутри властной вертикали этот сигнал гаснет. Она воспринимает призывы главы государства как желание Медведева понравиться Западу». Эксперт не сомневается – проблема президента в том, что ему приходится иметь дело с вертикалью, отстроенной его предшественником: «Сделать ее собственной вертикалью президент не может, да и не хочет. А сама по себе вертикаль превратилась в самодостаточный механизм, который вполне себе может работать даже и без президента, не обращая на него внимания». Заместитель директора Института социальных систем Дмитрий Бадовский добавляет: действиями региональных глав руководят сиюминутные соображения. Отсюда и поголовное использование административного ресурса на выборах: «Власть ведет себя как заядлый курильщик. Ей говорят: бросай курить. А она, нервно затягиваясь, отвечает: еще одну докурю и брошу...» Председатель межрегионального объединения избирателей Андрей Бузин в беседе с «НГ» отмечает – президентские сигналы проходят слабее в тех регионах, где власть имеет большое влияние на правоприменительные органы, суды, избирательные комиссии.