Дети становятся разменной монетой политтехнологов.
Фото ИТАР-ТАСС
Государственная Дума устроит 5 октября День копания в грязном белье – с трибуны нижней палаты выступят самые известные в стране родители, не поделившие детей. В центре шоу, естественно, так называемое «дело Орбакайте–Байсарова». Парламентарии не намерены дать заглохнуть теме, поднятой Андреем Малаховым в недавнем выпуске программы «Пусть говорят». Заметим: продолжавшемся беспрецедентно долго – несколько раз разговор вроде бы завершался, а потом шел по третьему и пятому кругу вокруг одних и тех же деталей и высказываний. Демонические образы мерзавцев, трогательные – жертв, цинично-отстраненные – законодателей и прессы: страна наблюдала действо с не меньшим интересом, чем в свое время фильм «Семнадцать мгновений весны».
Телеканалы продолжают разогревать аудиторию. Во вторник в одно время, в прайм-тайм, на третьей кнопке в «Скандальной жизни» известный романтический актер голосом Высоцкого зажигательно выкрикивал нечто антифеминистическое, а в это же время на четвертом канале в «Очной ставке» по косточкам разбиралась постановочная история в духе индийского кино: снова и снова мать и отец делили великовозрастную дочку.
На Охотном Ряду соберутся граждане, чьи семейные истории особенно часто обсуждались в прессе. Поданы слушания в самой что ни на есть благородной оболочке: речь пойдет о совершенствовании законодательства в области семейного права. Однако бросаются в глаза нарушения жанра, доказывающие безосновательность претензий парламентариев. Во-первых, чтобы вникнуть в тему, им вовсе не требуется тратить на это думский день – если только за организацией слушаний не стоит желание пиара на горячей теме. Если Дума готова внести поправки в закон, то это делается в результате кропотливой работы профильных комитетов, подготовивших поправки, прошедшие апробацию в различных ведомствах. В ином случае заседание парламента приравнивается к свежему выпуску гламурного журнала и не может рассчитывать на серьезное отношение.
Публичные пересуды подобного рода свойственны не только Думе. Чем дольше длится кризис, тем чаще переносятся они на площадки политические. Достаточно вспомнить деятельное участие Общественной палаты в судьбе наиболее обсуждаемых в прессе случаев усыновлений.
Сценарий всегда один и тот же: утром – в газете, вечером – в большой политике. Шарманку можно крутить бесконечно долго: к примеру, решение Думы или Общественной палаты может стать сюжетом для следующей телепрограммы, и так по кругу.
У гражданина наступает привыкание. Душа требует все более острых тем. Следующим сюжетом может стать трогательная история маньяка и его жертв, а Дума и ОП на таком фоне могут обсудить при этом недостатки полового воспитания в стране. В программе «Пусть говорят» выступят: сам маньяк в наручниках и в сопровождении охраны, уцелевшие жертвы, законодатели, представители правоохранительных органов и прессы, обязательно серьезных изданий, ранее в желтизне не замеченных.
Картина выглядит вполне осмысленной. Ничего случайного, ничего лишнего, ничего личного. Главный социально-антикризисный рецепт неизменен с древних времен. И когда не хватает хлеба, упор делается на зрелища. Сегодня в России происходит явное манипулирование общественным сознанием. «Подсаженным» гражданам не дают опомниться: чужие судьбы властно вломились в их жизнь, затмевая своей яркостью скромные обывательские интересы. Которые состоят в том, чтобы вместе, собственной семьей, пережить кризис, приспособиться к новым реалиям, потому что жизнь действительно стала совсем другой: более жесткой. И требовательной. Однако задуматься некогда – на очереди крупным планом страдающая звезда.
Выгода для власти в отчуждении граждан от реальной политики несомненна, но она ситуативна и недолговечна. Во-первых, клишированное сознание дает время от времени опасные сбои, когда на смену обожанию легко приходит осуждение: ровно так же, как это бывает в любимых «стори».
Опасность такого положения вещей тысячу раз проговорена психологами. Осень принесет новую волну безработицы. Человек неподготовленный, витающий в облаках скорее всего пойдет на биржу за пособием. Гражданин, имеющий возможность увидеть и обсудить реальную ситуацию в стране, будет искать для себя другой род деятельности и будет знать, где его искать. Почему-то и кем-то считается, что обществом востребована именно такая картина действительности, в том числе и политики, которая сегодня ему навязывается: хотелось бы познакомиться с расчетами.
Грубая манипуляция общественным мнением всего лишь доказывает – власти не уважают собственных граждан. А заодно – и Конституцию, где в ст. 2 сказано: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Если свою задачу государство видит в превращении нарождающегося в России гражданского общества в стадо, оно просто не выполняет своих обязанностей.