Госдума выступила вчера с заявлением о своем понимании проблем, связанных с протоколом № 14 к Европейской конвенции о защите прав человека. Три года назад депутаты отказались ратифицировать этот документ, направленный на реформу Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ). Однако поскольку Дмитрий Медведев уверил Запад, что заставлять Думу он не станет и что она сама должна изменить свое мнение, парламентарии решили высказаться.
Как уже писала «НГ», в заявлении ГД по поводу ратификации протокола № 14, с одной стороны, указывается, что российский парламент вовсе не закрыл этот вопрос. Но – с другой – в отношении протокола высказываются практически те же самые претензии, что и в декабре 2006 года. Между тем 17 сентября президент перед своим визитом в Швейцарию в интервью СМИ этой страны заявил: «Это не вопрос президентской власти, это вопрос к парламенту, парламент его отклонил». Дмитрий Медведев напомнил – депутаты сделали это из опасений, что некоторые положения протокола нарушают интересы нашей страны. «Но это не значит, что процесс приостановлен. Мы разблокировали работу над этой темой», – подчеркнул глава государства. Получается, однако, что Дума, повторив все прошлые упреки, тут же все заблокировала обратно.
Тем не менее вчера представитель думского комитета по законодательству Дмитрий Вяткин («Единая Россия») полностью процитировал президентские слова. И пояснил: предлагаемое заявление Госдумы – это и есть свидетельство возобновившейся работы над протоколом. Он подчеркнул, что в документе указываются три ключевых возражения Госдумы на протокол № 14. И выражается надежда, что в Европе они будут восприняты адекватно.
Россия, по словам депутата, возражает против того, чтобы при рассмотрении дела против страны судья из нее мог на процесс не приглашаться. Парламентарии против и права суда на предварительное расследование по той или иной поданной жалобе еще до обсуждения ее приемлемости. И, конечно, наша страна, подчеркнул Вяткин, не может считать для себя допустимым, чтобы ЕСПЧ по запросам Комитета министров ЕС давал тому или иному государству разъяснения, как она должна исполнять судебное решение. Остальные фракции выступили примерно в одинаковом ключе: у нас в России много безобразий, оттого, очевидно, многие граждане и жалуются в Европу, но нельзя позволять европейцам совать нос в наши дела, хотя понятно, что как раз россияне их об этом и просят.
А Вяткин отметил, что своим заявлением Госдума еще раз дает Европе возможность подумать: раз протокол № 14 так важен, может, все-таки стоит найти с Россией компромисс. Заметим, правда, что сейчас действует временный протокол 14 «бис», главное отличие которого от нератифицированного в ГД заключается в том, что он отнимает у нашей страны возможность давить на западных партнеров. Ведь протокол № 14 вступал в силу лишь после поголовной ратификации всеми его подписантами. А № 14 «бис», который проводит все те же реформы ЕСПЧ, действует и без этого – он просто имеет значение для тех стран, кто с ним согласен. Однако тот же Вяткин вчера отрицал, что Россия Европе со своей ратификацией уже не нужна. По его словам, ЕСПЧ не может работать сразу на нескольких основаниях.