11 октября в России пройдет очередной день выборов. В нескольких регионах будут выбирать депутатов в местные органы самоуправления и законодательные собрания. В том числе и в Москве.
В выборах в Мосгордуму примут участие представители шести партий - "Единой России", КПРФ, ЛДПР, "Справедливой России", "Патриотов России" и "Яблока". По партийным спискам голосование пройдет в 18 избирательных округах столицы. Еще в 17 округах выборы пройдут по одномандатной системе.
Собственно, ни у кого не было сомнений в том, что никаких особых сюрпризов в утверждении партийных списков не произойдет. Все-таки партии, собирающиеся бороться за места в Мосгордуме, участвуют в выборах не первый раз и с процедурой подготовки к ним знакомы в достаточной степени.
Как и можно было предполагать, попытки раздуть скандал наблюдались только в той части списка, в котором речь шла об одномандатных округах. В первых рядах - тоже вполне ожидаемо - шли представители "объединенного демократического движения "Солидарность".
Первоначально "Солидарность" планировала выставить на выборы не менее 10 своих кандидатов. Однако до сбора подписей и подачи документов в окружные избиркомы дела дошли не у всех из них. И очень быстро выяснилось, что кандидаты от "Солидарности" в выборах участия не примут.
Реакция, последовавшая за этим решением, была очевидна и предсказуема - "с выборов снимают под надуманными предлогами", "абсурд", "произвол". И как заключение - "власть боится конкуренции со стороны "Солидарности". Владимир Милов - один из претендентов на кресло в Мосгордуме - узнав об отказе в регистрации, высказался в том духе, что отказываясь от диалога с оппозицией власти выталкивают ее на улицу.
К слову, отказали в регистрации более 60 кандидатам-самовыдвиженцам. Да и не только им - представителей некоторых партий постигла та же участь. Однако в пострадавшие почему-то записаны только кандидаты от "Солидарности"┘
Хотя проблема, по большому счету, весьма проста. Сколько бы г-да Милов, Яшин и иже с ними не говорили о "надуманных предлогах", документы все же стоило бы заполнять более чем скурпулезно. Десять раз проверив, прежде чем под вспышки фотокамер нести в избирком. А то в итоге по имиджу "необоснованно снятого с выборов" может быть нанесен сильный удар.
Для регистрации в качестве кандидата нужно было собрать - в зависимости от округа - 4000-4500 подписей избирателей. Никто, разумеется, не возбранял представить "для подстраховки" большее их число.
В итоге при проверке выяснилась следующее обстоятельство. У Ильи Яшин окружная избирательная комиссия забраковала 100 процентов подписей, поскольку подписные листы оказались неустановленной формы. Сам г-н Яшин долго этим возмущался, однако Мосгоризбирком решение окружной комиссии поддержал.
Тем более, что как выяснилось в ходе проверки, паспортные данные 495 подписантов не соответствуют действительности, что подтверждается справкой Федеральной миграционной службы. Еще 150 подписей избирателей, равно как и даты, проставлены не самими избирателями. 14 подписей внесены после даты заверения подписных листов сборщиками. 11 подписей собрано до уведомления окружной избирательной комиссии о выдвижении кандидата.
При проверке подписей Владимира Милова было признано недействительными 28,5 процентов из них (при законодательно установленном лимите в 10 процентов). Причем, как оказалось, адреса 305 подписавшихся не входят в этот избирательный округ, по которому г-н Милов собирался баллотироваться...
Вообще следует отметить, что часть нарушений кандидаты от "Солидарности" как будто скопировали друг и друга. У Ивана Старикова и Игоря Драндина были признаны недействительными все 100 процентов подписей, поскольку были нарушены правила оформления подписных листов.
Впрочем, еще два кандидата "Солидарности" - Роман Доброхотов и Николай Ляскин - подошли к делу более "творчески". У первого недействительными были признаны более 20 процентов подписей. В 117 случаях были указаны неверные сведения об избирателях, 206 подписей собрали сборщики, которых не оказались в списке лиц, занимавшихся сбором подписей, в 329 случаях были нарушены требования о сведениях сборщиков (например, был указан неверный адрес).
Г-н Ляскин вообще установил своеобразный рекорд - недостоверными и недействительными были признаны 46,47 процентов подписей, собранных в его поддержку. Недействительными оказались 854 подписи (неполные сведения о сборщике, подписанты живут в других избирательных округах и т.д.). А 1388 подписей, как заключили эксперты, вообще выполнены одним и тем же лицом...
Для сравнения - у "национал-демократа" Петра Милосердова подобный показатель почти в 10 раз меньше. В его случае один и тот же человек расписался "всего" за 150 избирателей. "Коммунисту-националисту" это, впрочем, не помогло и с выборов его сняли, признав недостоверными и недействительными 21,5 процент подписей. В большинстве случаев причиной стали отсутствие паспортных данных сборщиков или неверно указанные сведения о них.
Перечисленные выше нарушения вовсе не кажутся такими безобидными, как их пытались представить снятые с выборов оппозиционеры. Можно, конечно, попробовать действовать на "авось". Только, как показывает практика, в данном случае уповать на это бессмысленно. Вряд ли в "Солидарности" не знают, что избирательное законодательство вольных трактовок не допускает.