Вчера комитет по образованию Государственной Думы в присутствии членов столичного правительства и представителей Российской академии наук обсудил Концепцию духовно-нравственного развития личности гражданина России. Напомним: на базе разработок этого документа были написаны скандально известные школьные учебники, вызвавшие широкую дискуссию в обществе. На заседании было принято решение обратиться в правительство с просьбой придать Концепции официальный статус.
Представлял документ депутатам один из его авторов – гендиректор издательства «Просвещение» Александр Кондаков. В его ведомстве учебники и были отпечатаны. Наиболее одиозным пособием критики сталинизма считают Книгу для учителя Александра Филиппова, посвященную истории страны с 1945 по 2006 год.
Кондаков объяснил, что в основу Концепции положены два президентских Послания: Владимира Путина и Дмитрия Медведева. Подписанный в печать в начале 2009-го, документ, по словам Кондакова, обязательно учтет и статью Дмитрия Медведева «Россия, вперед!».
Корреспондент слегка удивилась такой оперативности издателя, но порадовалась за него. И заодно поинтересовалась у оратора: если его детище, как выяснилось, будет подвергнуто коррекции в связи со статьей президента, может быть, там будут, наконец, учтены результаты широкой общественной дискуссии по поводу учебников, где Иосиф Сталин фигурирует как «эффективный менеджер», а лагеря изображаются едва ли не как единственный выход из положения для экономики СССР?
Почему-то вопрос Кондакова сильно расстроил, и он рассказал, что уже судился с одной федеральной газетой по поводу ее критических выступлений в адрес пособий и суд выиграл. «Я ответил на ваш вопрос?» – поинтересовался Кондаков. Корреспондент призналась, что хотелось бы более конкретного ответа. «Не надо использовать российскую историю!» – несколько туманно объяснил свое отношение к теме выступающий.
Этот же вопрос был адресован и члену думского комитета по образованию, депутату Ирине Родниной, которая вчера отмечала в Думе свой день рождения, выслушав в начале заседания множество комплиментов. Коллеги парламентария так и не дали экс-чемпионке поделиться с корреспондентом «НГ» своим мнением по поводу скользких историко-издательских проблем. Присутствовавшие в зале депутаты, до этого мирно подремывавшие в предвкушении запланированного именинного банкета, вдруг хором включились в дискуссию – оказалось, что у каждого из них накопилось очень много неотложных вопросов к докладчику.
Правда, потом в комитете по образованию корреспондента «НГ» уверили: Роднина все же решилась выступить и по поводу Концепциии «говорила минут десять». Да и критические замечания к документу, сказал корреспонденту представитель аппарата комитета, тоже звучали. Впрочем, из того, что удалось застать автору этих строк, самым сложным для Кондакова выглядел вопрос: почему в названии документа, кроме слова «воспитание», есть еще и слово «развитие»? Издатель ответил в том духе, что воспитывать подрастающее поколение недостаточно – требуется его еще и развивать.
В результате комитет, по словам представителя его аппарата, порекомендовал правительству придать какой-нибудь официальный статус Концепции. Чтобы учителям и сочинителям школьных учебников было на что равняться. Возможно, Министерство образования, посовещавшись внутри себя, сделает документ Руководством к действию, или Памяткой патриотизма, или Настольной книгой каждого правильно настроенного гражданина. В общем, какой-то статус должен быть обязательно. Иначе отечественные ученые так и останутся в потемках, не зная, как трактовать незаурядную личность Иосифа Сталина. Из доклада Кондакова: базовые ценности, на которых должна воспитываться и развиваться личность юного россиянина – «патриотизм как любовь к Родине, малой родине, любовь к Отечеству». В такой именно последовательности.