«Безработица» и «бомжевание» – слова-синонимы в современной России.
Фото Романа Мухаметжанова (НГ-фото)
Россия живет в кризисе год. Во всяком случае, именно сентябрь 2008 года обозначен в программе антикризисных мер правительства Российской Федерации. К сожалению, антикризисная программа была принята только в июне этого года – упущенными оказались девять месяцев.
Выявлению влияния кризиса на положение москвичей было посвящено исследование, проведенное в этом году Центром экономического и социального анализа ЗАО «Эпикон». Данный анализ оказался наиболее близок к реальной жизни. Надо сказать, что подобные исследования повторяются каждые два года на протяжении последних 10 лет. Накопленная база позволяет сделать определенные выводы и соотнести их с антикризисной программой российского правительства.
Конечно, можно поспорить, насколько ситуация в Москве отражает положение в целом по России. Но если учесть экономический вес Московского региона и количество проживающих в нем граждан, то эти выводы можно со значительной долей вероятности экстраполировать и на всю страну.
Основной вывод во многом противоречит исследованиям известного Левада-Центра, утверждающего, что «хуже москвичи жить не стали, а положение многих столичных жителей даже улучшилось» (цитировано по www.finam.info.ru). Последние же социологические опросы центра «Эпикон» показывают, что лишь каждый пятый житель Москвы сохранил трудовые отношения по докризисным стандартам уровня заработной платы и продолжительности рабочей недели. 78,8% москвичей отметили ухудшение своего положения в сфере занятости.
Первое место в рейтинге тревожности, как и по результатам прошлых опросов, занимают «дороговизна жизни и рост цен». Так считают 70,1% респондентов. Начиная с 2000 года (то есть с первого проведенного опроса) именно эта проблема фигурирует как самая тревожная. Ее «вес» более чем в два раза превышает значение всех прочих.
Далее следуют – трудоустройство и безработица (47,3%), коррупция (31,1%) и обстановка на дорогах (около 30%). В этом плане проблемы дороговизны жизни, коррупции и обстановки на дорогах можно назвать «вечными», сопровождающими нашу жизнь уже не один десяток лет. Но их значения в оценке первоочередности решения существенно возросли по сравнению с прошлыми периодом и приобрели значительную роль на предстоящих муниципальных выборах в столице.
Кое-кто из ученых-политологов, например Андрей Рябов, уже начал пугать властей предержащих такой формой социального протеста в кризисной России, как вовлечение значительной части населения в преступную деятельность. Другими словами – грань, отделяющая события в Пикалеве от «бандитского Петербурга», не столь уж и велика. Он полагает, что россиянам есть что терять, а шансы сохранить накопленное убывают.
Версия начала «криминальной революции» не подтверждается опросами. Проблема преступности переместилась в рейтинге «тревожности» со второго места в 2004 году на шестое в 2009 году.
Однако заслуживает внимания то, что наибольшие изменения в рейтинге городских проблем произошли в связи с резким ростом значения безработицы. По данным опроса 2009 года, лишь 21,2% граждан сохранили стабильную занятость.
Таким образом, подчеркивают авторы исследования, более трети москвичей вопреки благостной картине, рисуемой официальной статистикой, фактически находятся в состоянии скрытой полной или частичной безработицы. Более того, москвичи не исключают дальнейшего нарастания напряженности на рынке труда. Менее половины опрошенных (43,1%) считают, что ситуация останется без изменений, лишь 19,8% полагают, что ситуация будет меняться к лучшему, а доля пессимистов составила 37,1%.
В целом в рейтинге тревожности проблема занятости и трудоустройства поднялась со стабильного шестого места, по результатам предшествующих опросов, на второе в 2009 году. Причем отрыв от занимающих третье и четвертое места соответственно коррупции и медицинского обслуживания составил довольно значительную величину – этими проблемами опрошенные москвичи озабочены в 1,5 раза реже, чем своим положением на рынке труда.
В этой связи социальная направленность антикризисных мер правительства представляется на первый взгляд логичной. Однако мероприятия, провозглашенные в программе как первый приоритет, а среди них – оказание господдержки гражданам и семьям, наиболее пострадавшим в период экономического кризиса, а также усиление социальной защиты населения, вызывают некоторое недоумение. Ведь население ждет не подачек по принципу «хлеба и зрелищ», а в первую очередь создания новых рабочих мест, гарантированной работы. В этом плане программа явно опоздала, и на ее решение, видимо, не хватает ни политической воли, ни финансовых ресурсов.