Многим ученикам малокомплектных школ по воле чиновников пришлось в этом году сменить учебные заведения.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Вчера на адрес президента Дмитрия Медведева и министра образования Андрея Фурсенко отправил письма профессор Уральского государственного университета Дмитрий Стровский – он начал бессрочную голодовку. Таким образом преподаватель пытается опротестовать решение местных властей о закрытии семи малокомплектных школ, в одной из которых учится его сын. Учебные заведения закрыты, несмотря на решение Арбитражного суда. Эксперты «НГ» видят в ситуации пример явного пренебрежения чиновников к одной их четырех ветвей власти.
Профессор голодает прямо на рабочем месте – в своем университетском кабинете. Он намерен дожидаться следующего судебного заседания. Предыдущее лишь приостановило решение городских властей о закрытии школ. По закону они должны работать, однако сейчас на входе стоят охранники, заведение пустует. 50 преподавателей потеряли работу, половина из них, по словам Стровского, еще не трудоустроились. Ученики вышли на занятия в другие школы. Но не все.
Корреспондент «НГ» попросил прокомментировать голодовку профессора и связанные с ней события. И получил письменный ответ: «Министерство образования Свердловской области не несет ответственности за заявления и точку зрения профессора классического университета». А родители, не отдавшие до сих пор в другие школы своих чад, оказывается, «фактически игнорируют нормы Закона «Об образовании». Доводы городской администрации: ликвидация школ предпринята «в связи с ...подушевым финансированием учебных заведений». Ликвидированные школы, указывают чиновники, «отклонялись от основных показателей расходования бюджетных средств». Общественность успокоили: «Количество детей, обучавшихся в ликвидированных школах, составляет 0,3% от общего количества школьников города Екатеринбурга».
Представитель администрации города Константин Пудов говорит, что случившееся – вынужденный шаг, на который власти пошли в связи с общероссийской реформой бюджетных трат.
Директор 199-й Валентина Обросова утверждает - на родителей, которые отказались забирать документы из школы, оказывалось давление: «Обзванивали домашние телефоны и грозили лишить родительских прав тех, кто не забрал документы».
«Я понимаю, против какого маховика я иду, поэтому, конечно, ситуация сложная», – сообщил вчера «НГ» Дмитрий Стровский. И рассказал о том, как городская администрация пыталась воздействовать на его коллег: «Госпожа Умникова, которая является начальником управления образования администрации города Екатеринбурга, позвонила в ректорат несколько дней назад – видимо, с просьбой-требованием повлиять на меня. Хочу отметить, что в ректорате Уральского государственного университета имени Горького, где я работаю, находятся приличные люди. Со мной побеседовали по-человечески и сказали: это ваше дело, ваша гражданская позиция, поэтому никаких препятствий в университете мне никто не чинил».
Собеседник «НГ», отстаивая право своего сына на образование, апеллирует к Конституции: «Существование малокомплектных школ соответствует Основному закону. Статья 26 говорит о том, что каждый гражданин имеет право на свободный выбор обучения».
В бесперспективности акции протеста Дмитрия Стровского уверены и активисты родительских комитетов Екатеринбурга, которые уже несколько лет добиваются от администрации города решения проблем с детскими садами. Дефицит мест в них настолько серьезный, что молодые мамы постоянно выходят на акции протеста и уже превратились в реальную общественную силу. «Судя по поведению нашего государства, Конституцию надо печатать в рулонах, и желательно без текста, – комментирует ситуацию директор Института глобализации Михаил Делягин. – Здесь имеет место некоторая интеллигентская наивность. Конечно, если суд принял решение, что закрывать школу нельзя, – значит, нельзя. Это закон. Но наша федеральная власть очень спокойно относится к юриспруденции. Чиновники обращают внимание на судебные решения только тогда, когда это выгодно им».
Екатеринбург