Южнокорейские грузовики вновь направились в сторону Кэсонского промышленного комплекса.
Фото Reuters
Впервые со времени избрания Ли Мён Бака президентом Республики Корея высокопоставленная делегация Северной Кореи недавно посетила Сеул для участия в похоронах бывшего южнокорейского лидера. После этого Юг и Север договорились провести консультации по вопросу о встречах разделенных семей. В СМИ и в международном сообществе рассматривают эти события как размораживание ситуации, смягчение напряженности.
Примирительные жесты сделаны Северной Кореей на фоне санкций, введенных ООН после северокорейских ядерных испытаний и запусков ракет. Все это вновь привлекло внимание международного сообщества и СМИ к Корейскому полуострову. Предполагают, что Северная Корея хочет принять решение об отказе от ядерного оружия и о проведении искреннего диалога с южнокорейской стороной.
Это факт, что после прихода к власти правительства Ли Мён Бака межкорейские отношения в целом ухудшились. Туристические поездки в горы Кымгансан, проект Кэсонского промышленного комплекса, которые можно назвать барометром развития межкорейских отношений, из-за напряженной ситуации, созданной северокорейской стороной, были приостановлены. В январе этого года Северная Корея заявила об одностороннем аннулировании всех межкорейских политических и военных договоренностей, а в апреле заявила о том, что не будет участвовать также и в шестисторонних переговорах, направленных на решение ядерной проблемы.
Хотелось бы отметить существование различных точек зрения у российских СМИ и специалистов по поводу причин всего этого. Большинство российских журналистов и ученых соглашаются с тем, что Северная Корея, пойдя на ядерные испытания и запуски ракет, создала напряженность, навлекла на себя санкции ООН, а затем сама пошла на разрыв контактов. Однако некоторые эксперты по проблемам Корейского полуострова исходят из того, что жесткая политика правительства Ли Мён Бака вызвала отпор со стороны Северной Кореи и ухудшение межкорейских отношений. Среди них некоторые утверждают даже: «┘после прихода к власти консервативного президента Ли Мён Бака отношения между двумя корейскими государствами были отброшены на десятилетие назад».
Такое понимание событий неправильно и не позволяет понять, кто в действительности несет ответственность за разрыв межкорейских отношений. Это происходит от отсутствия глубокого понимания политики правительства Ли Мён Бака в отношении Северной Кореи. Можно понять сочувственное отношение к Северной Корее, но невозможно одобрить ее самоизоляцию, ядерные испытания, запуск ракет и нагнетание напряженности.
Давайте обратимся к межкорейским отношениям. Как только президент Ли Мён Бак пришел к власти, Северная Корея в течение одного месяца вынудила южнокорейских сотрудников покинуть Кэсонский промышленный комплекс и произвела запуск ракеты. Взглянем на другой символ межкорейского примирения – туристический проект «Кымгансан». Как рассматривать инцидент, приведший к смерти южнокорейской туристки, которая была застрелена во время поездки в Северную Корею, что, по утверждению северокорейской стороны, было сделано по причине нарушения пребывания в пограничной зоне. Как должны оцениваться действия Северной Кореи с точки зрения международных норм?
Южнокорейское правительство Ли Мён Бака придерживается основного принципа, который заключается в том, что Север должен отказаться от ядерных программ, и реагирует сдержанно на действия Северной Кореи. Президент Ли Мён Бак в своих речах неизменно протягивал северокорейской стороне «ветвь мира». И даже после гибели южнокорейской туристки президент Ли подчеркнул важность «духа сосуществования и общего процветания». Он обещал приложить усилия для того, чтобы Южная и Северная Корея вели диалог друг с другом, а их граждане могли свободно ездить из одной страны в другую.
Политика правительства Ли Мён Бака направлена на укрепление мира на Корейском полуострове и создание основ для мирного объединения через улучшение межкорейских отношений. Она не отличается от «политики солнечного тепла», проводившейся предыдущей администрацией. В то же время это не бесхарактерный подход, допускающий предоставление помощи в одностороннем порядке на фоне проведения Севером ядерных испытаний. Прежняя «политика солнечного тепла» дала временный эффект, включая обмены и сотрудничество, но не смогла привести к нормальным отношениям, основанным на взаимной выгоде и уважении. И в частности, не смогла достичь прогресса в урегулировании северокорейской ядерной проблемы, которая является центральной для международного сообщества.
Правительство Ли Мён Бака проводит в отношении Северной Кореи политику сосуществования, при котором оно не пожалеет помощи для населения Северной Кореи, но при условии сохранения безъядерного статуса Корейского полуострова. Президент последовательно выступает за то, чтобы Север отказался от разработки ядерных программ, и стремится к эффективному и конструктивному развитию межкорейских отношений.
Профессиональному сообществу специалистов, занимающихся исследованиями проблем Корейского полуострова, требуется еще более точный взгляд и анализ фактической ситуации. Северная Корея, если ее примирительные жесты не носят сугубо тактический характер, должна принять решение об отказе от ядерного оружия и как можно скорее вернуться за стол шестисторонних переговоров.