Как сообщил на днях председатель Центризбиркома РФ Владимир Чуров, 11 октября в России пройдет более 7400 выборов разного уровня. Понятно, что из всего этого электорального изобилия по-настоящему знаковыми станут выборы в Мосгордуму. Во-первых, столица всегда была площадкой сосуществования элит и согласования их интересов. А во-вторых, Москва самая заметная PR-сцена страны, лишний раз появиться на которой за честь почитают все политические силы.
Пять пишем, семь на ум пошло
Выдвижение кандидатов в Мосгордуму по партийным спискам и округам завершено. На выборы идут шесть партий: 4 парламентские («Единая Россия», ЛДПР, КПРФ и «Справедливая Россия»), 2 («Яблоко» и «Патриоты России») сдали подписи и ждут регистрации. А на 17 одномандатных округов зарегистрировались 142 кандидата.
Список претендентов на роль столичных депутатов определен окончательно, и теперь он может только сокращаться. А то, что он будет сокращаться, сомнения, похоже, ни у кого не вызывает.
О возможном снятии с выборов «себя любимого» уже заявил целый ряд одномандатников, преимущественно представителей «Солидарности» и «Правого дела». И ничего удивительного в этом нет.
Игра в снятие с выборов является неизменной частью предвыборного сценария маргинальной оппозиции. Надежд на победу у представителей вылетевших из политического спектра страны партий практически нет, поэтому любой скандал вокруг предвыборного процесса в Москве им на руку. А снятие с выборов практически беспроигрышный вариант.
Избирком отказал в регистрации из-за сомнительных подписей? Власть снимает самых опасных конкурентов.
Зарегистрировали, но сняли с дистанции за нарушения? Власть боится реальной политической борьбы.
Ничего нового. Технология стара как мир, и называется она популизмом. При этом до голосования, как уже отмечалось выше, лучше дело и не доводить, потому что шансы мизерные.
По всем прогнозам экспертов, максимум, на что могут рассчитывать на нынешних выборах в Мосгордуму оппозиционные силы, это от 6 до 10 мест. Но даже если оппозиционного кандидата зарегистрировали, в ходе выборов не сняли, но он проиграл с треском, все равно есть позиция и на этот случай.
Позиция эта звучит очень просто: власть подтасовала результаты. Важно не кто голосует, а кто считает.
Можно сколько угодно распространяться по поводу пресловутого административного ресурса, но дело тут не в качестве выборов, а в качестве самой оппозиции, которая все больше и больше превращается в одноразовую.
Приступы активности оппозиции абсолютно точно совпадают с электоральными циклами. Точно такой же одноразовый подход оппозиция демонстрирует и по отношению к проблемам развития города. А не замечать этого избиратель не может.
Способом от противного
На столичных выборах действует олимпийский принцип: главное – не победа, главное – участие. Засветиться на самой широкой политической сцене страны уже само по себе дорогого стоит. К примеру, «Яблоко» даже сбор подписей для предвыборной регистрации превратило в публичное шоу с пикетированием на Красной площади.
Скандал уже давно стал главной предвыборной технологией оппозиции в Москве. Еще ни разу за всю историю столичных выборов, будь то выборы мэра или городского парламента, оппозиция не выдвинула системного проекта под условным названием «Как нам обустроить Москву».
Всегда агитация строилась способом от противного. Проще говоря, она строилась на критике политики Лужкова. А учитывая тот факт, что в Москве никто, кроме Лужкова и его правительства, не предлагает хоть сколь-нибудь внятной политики развития города, вовсе не удивительно, что действующая власть всегда побеждает, а рейтинг мэра за все эти годы ни разу не опустился ниже 70%.
Голосовать за минус невозможно. Любая система строится на утверждении, а не на отрицании. Вот и получается по факту, что в Москве альтернативы нынешней власти просто нет и оппозиция каждый раз бьется на выборах вовсе не с Лужковым, как она пытается представить это в публичном пространстве, а с себе подобными за голоса протестного электората.
Протестный потенциал в столице составляет примерно те самые 25–30% населения, которые не голосуют за Лужкова. Именно в этом электоральном пространстве оппозиция, как левая, так и правая, и действует, отбирает друг у друга голоса, соревновнуясь друг с другом в антилужковской риторике.
Напоминает все это известных насекомых в банке. И при этом надо отметить, что никто, кроме самой оппозиции, в таком положении вещей не виноват. Однако на этот раз оппоненты власти даже придумали идеологическое обоснование своим предвыборным технологиям, основанным исключительно на скандале. Дескать, власть специально на полгода сместила время выборов, чтобы не дать им времени на подготовку.
Обоснование это сильно напоминает оправдание собственного политического бессилия.
Во-первых, почему власть должна облегчать жизнь оппозиции? Борьба есть борьба. А во-вторых, почему выборы для оппозиции всегда неожиданность, как и первый снег на голову? Кто мешает партиям вести предвыборную работу на постоянной системной основе? Почему оппозиция оживает только в предвыборный период?
Системный риск
Вопросы эти очень неприятны для всего политического спектра страны. Они свидетельствуют об отсутствии у партий (за исключением партии власти) ресурсов и возможностей, а главное – воли вести системную работу.
Оспаривать этот тезис можно сколько угодно. Но есть один простой тест, доказывающий его. Кто-нибудь может представить Митрохина, Левичева, Жириновского или Губенко в роли мэра Москвы? А ведь это лидеры партийных списков на выборах в Мосгордуму от «Яблока», «Справедливой России», ЛДПР и КПРФ.
Говорить же о конструктивной программе действий у выдвинувшихся на московские выборы партий или кадровом составе, который позволил бы занять ключевые позиции в руководстве города, и вовсе не приходится.
Отсутствие системной (вписанной в структуру экономических, общественных и политических отношений) оппозиции в стране уже стало проблемой не столько самой оппозиции, сколько проблемой власти. Обществу просто необходима альтернатива, и потому отсутствие политической конкурентности формирует мотив подрыва легитимной власти. На этом мотиве были построены все оранжевые революции, прокатившиеся не так давно по СНГ.
Нельзя сказать, что власть не осознает угрозу отсутствия в стране системной оппозиции. Но все попытки создать таковую сначала из «Родины», а потом из «Справедливой России» ни к чему пока не привели. А выборы в Мосгордуму – яркое тому доказательство.