1 сентября 2009 года исполняется 70 лет с тех пор, как началась Вторая мировая война. Сейчас, особенно в Польше, пытаются принизить роль СССР в разгроме гитлеровской Германии, обвинить его в том, что он открыл дорогу войне, заключив с Германией в 1939 году Пакт Молотова–Риббентропа. Утверждают, что он был аморальным, поскольку был заключен с Гитлером и нарушал международное право. Так ли это? В каких условиях возник этот Пакт и что ему предшествовало?
Гитлер, придя к власти, начал готовиться к войне для захвата «жизненного пространства» для «арийской расы». Правительства Великобритании и Франции толкали Гитлера на восток, против СССР, чтобы за его счет удовлетворить притязания Гитлера и втянуть его в войну. Германии разрешали резко наращивать вооруженные силы. В 1936 году Гитлеру позволили захватить Рейнскую область, а затем Австрию и Чехословакию.
Стремление СССР создать военный союз против гитлеровской агрессии (систему коллективной безопасности) встречало противодействие английского и французского правительств. Франция отказалась выполнить франко-советско-чехословацкий договор 1935 года о защите Чехословакии, когда Гитлер, угрожая войной, потребовал передать Германии часть ее территории. Если бы Франция выполнила свои обязательства, мировая война была бы предотвращена: вооруженные силы этих стран значительно превосходили германские (у Чехословакии было 45 дивизий, а у Германии – 47). Правящие круги Великобритании и Франции, опасаясь подъема левых сил в своих странах, больше думали о защите классовых, а не национальных интересов. Гитлер успешно использовал эти настроения. Он готовился начать войну не позднее конца августа 1939 года. Способность Польши обороняться была невелика.
В свете политики Франции и Великобритании – а она вела зондаж для расширения связей с Германией – положение СССР осложнялось. На Дальнем Востоке над ним нависла угроза со стороны Японии, участницы Антикоминтерновского пакта 1936 года, направленного против СССР. Он мог столкнуться с войной на два фронта. Поэтому для своей защиты он пошел на заключение договора с Германией о ненападении.
Утверждение, что это было аморально и договор противоречил международному праву, беспочвенны. Подобные договоры заключали с гитлеровской Германией также Великобритания, Франция и Польша: англо-германская декларация от 30 сентября 1938 года, франко-германская декларация от 6 декабря 1938 года. С их помощью Великобритания и Франция создавали правовой барьер для защиты от Германии, создавая ей прочный тыл для движения на восток. Польско-германское соглашение от 28 января 1934 года об отказе от применения вооруженной силы не отличалось от Пакта Молотова–Риббентропа.
Аморальным, нарушающим все принципы и нормы международного права было Мюнхенское соглашение 1938 года, заключенное Великобританией и Францией с гитлеровской Германией, а также участие Польши вместе с ней в захвате части территории Чехословакии. Кстати, в 1973 году договором между Чехословакией и ФРГ Мюнхенское соглашение было признано ничтожным, то есть юридически не существовавшим. Аморальным, безответственным и враждебным в отношении СССР было и противодействие польских руководителей заключению англо-франко-советского военного соглашения, предусматривавшего в том числе и защиту Польши от агрессии. Цена их политики – потеря Польшей 6 млн. ее граждан (шестой части населения) и государственности, которая была восстановлена СССР, потерявшим при этом 500 тыс. своих солдат.
Что касается секретного протокола к Договору 1939 года, то он был направлен на то, чтобы в случае прекращения существования польского государства предотвратить продвижение Германии к старым границам СССР, а также для защиты украинского и белорусского народов. Это создавало более благоприятные условия для обороны СССР. Советские войска были введены в Польшу 17 сентября 1939 года, когда она, по сути дела, прекращала свое существование как государство, ее руководители покидали страну, а немецкие войска приближались к СССР. Правительства Великобритании и Франции, объявив Германии войну, не предприняли никаких действий, когда вермахт громил польские вооруженные силы. Протокол был заключен в политической обстановке, которая была создана политикой западных стран, в том числе и в отношении СССР. Франция не выполнила договор о защите Чехословакии. Чемберлен, вернувшись в Лондон из Мюнхена, где отдал Чехословакию Гитлеру на растерзание, сказал: «Я привез вам мир для целого поколения».
Неспособность европейских государств создать в предвоенные годы систему коллективной безопасности – печальный урок, который необходимо учесть сегодня, когда рассматривается предложение России о новой системе безопасности на Европейском континенте.