ТИГР пошел по партийной линии.
Фото РИА Новости
Товарищество инициативных граждан России (ТИГР) наконец зарегистрировалось, слегка изменив название. Один из лидеров общественного движения автомобилистов – Александр Барашков – в интервью «НГ» описывает непростую историю оформления этой структуры в Минюсте, а также делится впечатлениями от сотрудничества с КПРФ. Бывший единоросс рассказывает, за что он был исключен весной из партии, и заявляет о политических амбициях ТИГРа.
– Александр, вашему движению удалось зарегистрироваться только с четвертой попытки. Какие возражения были у Минюста?
– Обычно присутствовали ссылки на наши технические недочеты. Но в каждом отказе, который мы получали, обязательно содержался пункт, который явно шел в противоречие с действующим федеральным законодательством. Например, в первой бумаге чиновники заявили, что наименование нашей организации не соответствует указанной в уставе деятельности. Якобы мы должны были указать, чем занимаемся: правозащитой, к примеру, или экологией. Однако по закону мы и не должны были это объяснять! Они ссылались на закон об НКО, но такой нормы нет в законе об общественных объединениях – об указании вида деятельности. Мы стали спорить, приводить свои доводы. Каким видом деятельности, к примеру, занимается общероссийская организация «Молодая гвардия «Единой России»? Около 15 таких примеров мы «дернули» прямо при них из интернета. Еще одна преграда: при первой же попытке зарегистрироваться нам подсунули клона с тем же названием и сказали: подобная организация уже существует! Мы проверили ее историю. Она была зарегистрирована в момент подачи нашего первого заявления и пакета документов. В ТИГРе-дублере оказались люди достаточно известные, приближенные к краевой администрации.
– В последнее время ТИГР явно поумерил протестную деятельность. Осторожность, очевидно, объяснялась страхами в отказе оформления. Каковы планы?
– Естественно, мы будем устраивать протесты, потому что правительство абсолютно не держит своих обещаний. Сначала нам рассказывали, что ограничения ввоза иномарок – временная мера, якобы введенная на девять месяцев. Путин лично заявлял об этом. Нас как душили, так и душат. Однако у нас здесь, во Владивостоке, на 11 октября намечены довыборы в гордуму. ТИГРом было принято решение – выдвинуть кандидатуру от организации. Мы завершаем сбор подписей и будем активно участвовать в кампании.
– Вы часто выступали вместе с коммунистами. Это союз по любви или по расчету?
– Мы испытывали жесткий прессинг со стороны силовых структур. Не только в Приморском крае, но и в Хабаровске, Новосибирске, в остальных регионах, где были наши активисты. Они и сейчас есть, просто нас загнали в подполье. Мы вынуждены были обратиться к КПРФ, чтобы они обеспечили юридическую, правовую сторону вопроса организации акции протеста. У них там хоть какие-то депутаты были. Потому что нас не пускали ни в мэрию, никуда... Однако были среди коммунистов такие депутаты, которые использовали ТИГР, пиаря свои достижения в личных и политических интересах. Но мы сказали коммунистам, еще когда на первую акцию пришли, что ТИГР далек от идей марксизма-ленинизма. Эта партия – уходящая натура. Если они не смогут обновить кровь в ближайшее время, то могут вообще уйти с политической сцены. Возможно, поэтому – и мы это почувствовали – ТИГР им оказался жизненно необходим. Некоторым депутатам-коммунистам очень понравилась идея красного ТИГРа. Но мы пытаемся бороться за свою самостоятельность.
– С кем вы готовы сотрудничать сегодня?
– С любыми организациями, которые противопоставляют себя «Единой России».
– Собираетесь трансформироваться в партию?
– Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Мы изначально заявляли, что будем использовать весь комплекс мер, разрешенных законодательством, для достижения цели. Уверен: общество созрело для того, чтобы граждане занимали более активные позиции в жизни государства. Впервые в истории России случилось так, что за 20 лет свободы успело вырасти непоротое поколение, которое не видело ни режима СССР, ни царской системы. Успело вырасти поколение, которое почувствовало вкус свободы и убедилось, что можно свободно жить, самим принимать какие-то решения и пытаться на что-то влиять.
– Вы уже состояли в какой-либо партии?
– В свое время был членом «Единой России». Меня исключили в апреле с формулировкой: «Нанесение ущерба политическим интересам партии».