Милиции не до нежностей.
Фото Григория Пашукевича
Нынешний кризис высветил особую роль правоохранительных органов в решении социальных проблем общества. И в то время как милиция проявляет все большую жесткость в отношении задержанных оппозиционеров, население получает лошадиные дозы пропаганды насилия и нарушения законов теми, кто призван по должности им строго следовать. В МВД считают недавнее грубое задержание члена движения «Солидарность» Ильи Яшина, сопровождавшееся серьезной травмой головы молодого человека, результатом его сопротивления. А героями телеэкрана становятся милиционеры, откровенно презирающие нормы отечественного права.
Илья Яшин рассказал «НГ», что в прокуратуре, куда он подал жалобу на действия милиции, разогнавшей несанкционированное шествие «Солидарности», готовы провести расследование. Собственную проверку, заверил «НГ» Яшин, будет проводить и ГУВД Москвы, откуда ему позвонили, предложив выслать соответствующие фото- и видеоматериалы: «Ко мне обратилась представительница ГУВД Екатерина Веденеева. Она сказала, что в связи с моим заявлением в прокуратуру проводится служебная проверка, и попросила направить ей копию заявления, которую я представил в прокуратуру, а также назвать фамилии сотрудников ОМОНа, которые меня задерживали и наносили повреждения.
Я ответил, возможно, удивив ее, что, когда сотрудники задерживают людей на акции протеста, они не представляются, поэтому фамилии мне неизвестны. И что я могу, конечно, их опознать. Она попросила прислать съемку по электронной почте, что я, собственно, и сделал. После чего позвонила, сказала, что они получили материалы, поблагодарила и предложила в ближайшее время встретиться, потому что есть некоторые вопросы, которые она хотела бы лично задать».
Официально этот факт начальник отдела по работе с печатными СМИ столичного ГУВД Алевтина Белоусова отрицает, сообщив в ответ на письменный запрос «НГ», что расследованием случившегося может заниматься только прокуратура, так как заявление им было направлено именно в прокуратуру.
Между тем в интернете выложен видеоролик, где отчетливо видны детали задержания. То мизерное сопротивление, которое он при этом оказывает, явно неадекватно грубости милиционеров. Начальник Управления общественных связей МВД России Валерий Грибакин, изучив по просьбе корреспондента видеозапись, сообщил, что, на его взгляд, Яшин сам виноват в случившемся, а милиция просто «дернула» его за руки, когда усаживала в машину. Впрочем, заметил Грибакин, во всем должны разобраться прокуроры.
Заметим: поведение правоохранителей во время разгона шествия не является чем-то экзотическим. И, к сожалению, речь здесь идет даже не о грубости, а о непрофессионализме. Мы видим, как в подобных случаях действуют западные службы охраны правопорядка – любого задержанного сажают в автомобиль, пригнув ему голову, чтобы тот не ударился. А перед этим ритуально произносят: все, что тот скажет, может быть использовано против него.
Героям сериала все удается. Мешает им только закон. Кадр из фильма "Глухарь" |
Россияне приучены к другому. Нынешний стереотип поведения представителей правоохранительных органов ежедневно потребляется аудиторией федеральных телеканалов. Образцом жанра можно считать сериал «Глухарь», идущий на НТВ. Рейтинг этого произведения зашкаливает. Фабула каждой серии одна и та же: наказание преступлением. Потому ни одного подвига своего обаятельные герои сериала не совершают в рамках закона. Каждый раз они просто вынуждены его преступить, чтобы помочь гражданам. Если избивают человека, то он обязательно мерзавец. Если останавливают для проверки машину «скорой помощи», то в ней обязательно оказывается непорядочный депутат. Они бедны, горды и бесконечно симпатичны. И людям кажется, что только так и надо решать проблемы: не правом, а силой.
Даже МВД выступило против этой пропаганды милицейского беспредела. Как сообщил «НГ» Валерий Грибакин, ведомство обращалось с протестом на канал, где получило ответ, смысл которого: гражданам нравится. А потому политику канал не изменит. Собеседник газеты сообщил, что его специалисты подсчитали – в каждой серии милиция совершает до пяти противоправных актов.
Насколько безобидна подобная погоня за рейтингом? Напомним фразу, которую произнес Дмитрий Медведев, вступая на пост президента: распространению коррупции способствует «пренебрежение к закону, так называемый правовой нигилизм, очень крепко впитавшийся в национальное сознание, и с этим предстоит серьезно бороться». А бороться трудно: что можно требовать от телевидения, важнейшей задачей которого становится недопущение до эфира оппозиции и тщательное дозирование политической информации? Карт-бланш госканалам по остальным пунктам оборачивается борьбой не с правовым нигилизмом, а с правосознанием и правовой культурой, за которые ратовал глава государства.
Серьезно озабочены пропагандой милицейского насилия и в юридических кругах. Президент Адвокатской палаты Москвы Генри Резник уверен: «Телеканалы считают себя коммерческими предприятиями, и для зарабатывания денег и повышения рейтинга они готовы гнать все что угодно». У каждого человека, замечает эксперт, есть определенная тяга к злу, которая эксплуатируется: «Думаю, если бы не законодательство, которое препятствует распространению порнографии в дневное время, наши телеканалы с утра до ночи гнали бы все что угодно, вплоть до педофилии. Я полагаю, что это следствие безнравственности и низкой правовой культуры руководителей этих телеканалов. Потому что в принципе пропагандируются нарушения закона, преступные методы борьбы с преступностью. А это более страшно, чем сама преступность. В Америке тоже есть подобные фильмы – но тут все упирается в масштаб».
Кроме того, замечает Генри Резник, в США есть независимая судебная система, прокуратура, которая тоже независима от спецслужб: «У нас ситуация такая, что суды и прокуратура фактически задавлены спецслужбами. В том плане, что привлечь к ответственности уголовной, тем более осудить милиционера, который нарушает закон, у нас практически невозможно. Это единичные дела».