Мэр Москвы в резкой форме не согласился с подсчетами федерального правительства.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Вчера Юрий Лужков категорически опроверг утверждения о том, что в Москве, несмотря на кризис, растут зарплаты чиновников. Столичного руководителя не остановило даже то, что эти данные некоторое время назад публично огласил председатель правительства России Владимир Путин. Московский мэр назвал информацию о хорошей жизни аппаратчиков «ложью», предположив, что премьеру ее «подложили».
Вчера в Москве прошло традиционное вторничное заседание столичного правительства, где обсуждались социально-экономическая обстановка в городе и планы на следующий год. Мэр Москвы Юрий Лужков, как всегда, принимал в дискуссии самое живое участие, комментируя выступления своих подчиненных и прямо на ходу инициируя различные поручения.
В частности, он предложил рационализировать и даже сократить расходы на госаппарат – как на московском, так и на общефедеральном уровнях. Мэр отметил, что, к примеру, столичным чиновникам с начала кризиса отменили систему премиальных выплат. Так что с 2008 года рост затрат на их содержание вырос всего на 3%. Зачем Лужков решил об этом сказать, стало понятно дальше.
Он напомнил, что недавно глава российского правительства Владимир Путин огласил совсем другую цифру – мол, оплата труда госслужащих в Москве возросла на 27%. «Это ложь. Ложь федеральных органов, которая была подложена премьер-министру РФ», – жестко заявил Лужков. Напомним, 10 августа премьер проводил в Кисловодске заседание правительственной комиссии по вопросам регионального развития. Он довел до сведения глав субъектов РФ основные принципы бюджетной политики государства на будущий год. Объясняя регионам, как им надо организовывать свои финансы, Путин напомнил о необходимости экономить деньги: «В то же время хотел бы обратить ваше внимание на следующее обстоятельство. Зачастую мы сталкиваемся с совершенно противоположной логикой выстраивания приоритетов. Так, во многих регионах растут ассигнования на государственное управление, зарплаты чиновников и тому подобные расходы». Председатель правительства России назвал и самых «отличившихся» в этом деле – в том числе и Москву.
Вчера на заседании столичного правительства Юрий Лужков больше ничего по поводу этих путинских слов говорить не стал. Руководитель пресс-службы мэра и правительства Москвы Сергей Цой тоже был немногословен. В интервью «НГ» он еще раз повторил, что рост в 27% не соответствует действительности и что официальные правильные данные о всего лишь трехпроцентном увеличении уже даже были опубликованы. Цой предполагает, что Путину действительно просто дали неверные цифры. Впрочем, осведомленные источники «НГ» в московской власти вчера позволили себе более резкие комментарии. «Это прямо-таки настоящая диверсия», – отметил один из собеседников «НГ». По его мнению, путинская ошибка слишком хорошо вписывается в ряд последних событий – прямо-таки вала негативной информации о ситуации в Москве, которая проходит в том числе и по федеральным телеканалам. А другой собеседник «НГ» из столичных правящих кругов уточнил, что за предоставление Путину озвученной им дезинформации, безусловно, ответственны Минрегионразвития и Минфин.
Эксперты «НГ» однозначно вписали вчерашнее заявление Лужкова в контекст непрекращающейся борьбы федерального Центра за больший контроль над Москвой. Руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев, например, не исключил, что у столичного мэра, возможно, несколько сдали нервы – из-за постоянного негативного упоминания Москвы в массмедиа, в том числе и на федеральных телеканалах. Эксперт полагает, что это не очень хорошо, потому что тем самым Лужков выходит из собственного образа сильного и солидного руководителя, «который стоит выше перепалок с отдельными федеральными чиновниками». Кынев предвидит, что общая нервозность московской власти вкупе с явно растущей социальной тревожностью общества может негативно сказаться на результатах выборов в Мосгордуму. Причем, не исключает он, «Единая Россия» может потерять какое-то количество голосов, а оппозиция – их подобрать, даже ничего особенного в ходе кампании и не делая, а просто подбирая недовольных.
Президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов отметил, что Лужков сейчас «явно находится в обороне», а потому и демонстрирует «повышенную тревожность». «Вот потому он, наверное, и склонен воспринимать даже возможные технические ошибки как политические диверсии». Резкость выражений мэра эксперт объясняет тем, что «Лужков хочет как бы протестировать, насколько все-таки масштабной является атака на него и каково к ней отношение со стороны федеральной власти». Причем Виноградов уверен: «Борьба за контроль над регионами, то есть борьба за власть, является более значимой, чем какие-то тактические вещи вроде результата тех или иных выборов, тем более что они на самом деле ничего и не решают».
Директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко вписывает случившееся в логику борьбы за Москву, точнее, «борьбы группы Лужкова за выживание во главе Москвы». Эксперт напомнил, что мэру в случае его добровольной отставки уже, по слухам, предложена солидная компенсация. Например, пост главы госкорпорации «Олимпстрой» – «там строить много надо, и, несомненно, опыт Батуриной пригодится». Однако, полагает собеседник «НГ», «группа Лужкова» планирует какое-то время еще остаться на Москве, несмотря на то что на его кресло уже есть много претендентов». В том числе, отметил он, и из числа федеральных чиновников – так что недаром критические слова мэра были направлены не на Путина, а как бы на людей из окружения премьера.