Авария на Саяно-Шушенской ГЭС была неожиданной не только для ее персонала, но и для специалистов-энергетиков в министерствах и исследовательских институтах. Восстановление работоспособности этой крупнейшей в Сибири электростанции потребует, по оценке министра энергетики России Сергея Шматко, не менее 40 млрд. руб. Хотя накануне член правления «РусГидро» Борис Богуш озвучивал другую цифру – более 10 млрд. руб. в течение почти двух лет.
Такой разрыв можно понять, если проанализировать планы руководителей российской энергетики. Саяно-Шушенская ГЭС является верхней в каскаде енисейских гидроэлектростанций. Она не только крупнейшая в России, но и одна из самых крупных в мире. Установленная мощность составляет 6,4 млн. кВт и среднегодовая выработка – 22,8 млрд. кВт.ч электроэнергии.
Понятно, что выход ее из строя серьезно отражается на работе предприятий Сибири, особенно таких электроемких, как производство алюминия. В первые моменты после аварии были отключены от энергоснабжения Саяногорский и Хакасский алюминиевые заводы, уменьшено энергоснабжение Красноярского и Новокузнецкого алюминиевых заводов «РУСАЛа» и Кемеровского завода ферросплавов.
Не за горами зима, которая в Сибири приходит гораздо раньше, чем в европейской части страны. На этот период приходится пик нагрузок, и дефицит электроэнергии вполне реален. Поэтому планируется не только установить новые более мощные турбины взамен вырванного потоком воды второго, разрушенных (а это седьмой и девятый гидроагрегаты, а третий, четвертый и пятый агрегаты оказались заваленными металлоконструкциями), но и ускорить ввод в строй Богучанской ГЭС, строительство которой сталкивается с финансовыми трудностями и сопротивлением экологов. Значительные средства энергетикам придется потратить на проверку технического состояния других ГЭС. Причина аварии пока неизвестна, и основные версии сводятся к гидроудару и разрушению турбины вследствие брака при ее изготовлении.
Вполне понятно, что восстановительные и инвестиционные проблемы энергетики планируют решать за счет потребителей. Сейчас ходит много спекуляций относительно того, насколько будут повышены тарифы. Называются цифры даже порядка 30%. Это понятно, поскольку дешевая энергия воды должна будет на время замещаться более дорогой тепловой генерацией.
Однако глава правительства принял решение о временном государственном регулировании цен. Он поручил Федеральной службе по тарифам, Минэнерго и Минюсту разработать проект постановления о возможности временного введения государственного регулирования цен на оптовом рынке электроэнергии. Как заявил В.Путин на совещании по вопросам ликвидации последствий аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, такой порядок может быть введен на 12 месяцев.
Судя по всему, авария приведет к ревизии планов правительства по росту тарифов на услуги естественных монополий на 2010 год и по реализации электроэнергии на нерегулируемом рынке. Это решение, конечно, нарушает планы частных владельцев российских электростанций по обновлению устаревшего электроэнергетического оборудования. Ведь на сегодня даже в самых благополучных энергосистемах европейской части России износ основных производственных фондов превышает 50%. Поэтому вопрос тарифов стал на сегодня одним из ключевых для иностранных и российских инвесторов, пришедших в электроэнергетику после реформирования РАО «ЕЭС России».
Сложившаяся ситуация требует нового подхода к электроэнергетике и выводит на первый план проблему энергосбережения. Стратегическая рокировка предусматривает смещение центра тяжести с неограниченного ввода новых генерирующих мощностей на стимулирование энергосбережения и энергоэффективности как в ЖКХ, так и в промышленности. Напомним один из выводов экспертов, опубликованных на страницах «НГ-энергии»: «Если бы рост продолжался при сохранении энергоемкости ВВП на уровне 2007 года, то к 2020 году России потребовалось бы на 1018 млн. тонн условного топлива (у.т.) больше энергии, чем заложено в прогнозе МЭР.
Ни одна отрасль ТЭКа, даже такая мощная, как нефтегазовая промышленность, не может обеспечить масштабного энергетического ресурса для поддержания экономического роста. Проведенная ЦЭНЭФ оценка технического потенциала повышения энергоэффективности в России показала, что он составляет 45% уровня потребления энергии в 2005 году, или 403 млн. тонн у.т. (420 млн. тонн у.т. с учетом сокращения сжигания попутного газа в факелах).
Однако даже полная реализация технического потенциала повышения энергоэффективности к 2020 году не решает задачи обеспечения ни одного из трех сценариев МЭР развития экономики достаточными энергетическими ресурсами». То, что действительно для растущей экономики, еще более подтверждается для «аварийной» экономики, в которую все больше и больше превращается промышленность России.
Продолжение темы на стр. 7