В Озерске некоммерческая организация одержала убедительную победу над местными налоговиками.
Фото Сергея Шмакова
Федеральная налоговая служба проиграла в Арбитражном суде Уральского федерального округа неправительственной организации города Озерска. Однако, замечают эксперты «НГ», этой победой проблемы российских НПО далеко не исчерпаны.
Некоммерческая структура «Планета надежд» в Озерске должна была выплатить местному отделению ФНС налогов с зарубежных поступлений на сумму 1,3 млн. руб. Однако на этой неделе Арбитражный суд УФО постановил: вычеты незаконны. Конечно, налоговики могут обратиться с жалобой в Высший Арбитражный суд (ВАС). Но если тот подтвердит решение окружного, победу общественников можно будет считать окончательной.
«Планета надежд» защищает пострадавших от аварии на производственном комбинате «Маяк». Как рассказала в беседе с «НГ» руководитель организации Надежда Кутепова, которая по совместительству является представителем заявителей жителей Челябинской области в Европейском суде по правам человека, ФНС проверяла их в 2003 году и никаких претензий предъявлено не было. В 2005 и 2006 годах организацию инспектировал Минюст с тем же успехом.
Кутепова считает, что налоговая служба обращаться в высшую инстанцию не будет: «Озерская инспекция, насколько мне известно, никогда жалоб ни на кого не подавала». Между тем у ФНС есть три месяца на попытку апелляции в Высшем Арбитражном суде. В пресс-службе ВАС корреспонденту «НГ» сообщили: «Комментировать ситуацию можно будет, только когда поступит жалоба от налоговой инспекции либо по истечении трех месяцев, если они так и не соберутся написать».
В российском законе об НПО существует правительственный список, где перечислены международные организации, денежные поступления которых в адрес российских НПО не облагаются налогом на прибыль. Однако даже если такая структура не входит в перечень, но выделяет деньги в форме пожертвований, а не грантов, то проценты с них также не отчисляются в ФСН. «Мы выиграли свой процесс, потому что доказали, что средства, поступающие в нашу организацию, были целевыми», – сказала «НГ» Надежда Кутепова.
Перед июньским решением Арбитражного апелляционного суда «Планета надежд» оказалась в осаде, сообщила «НГ» Кутепова, за ее квартирой устанавливали открытое наблюдение: «А один раз пришел молодой человек, чтобы провести обыск у меня дома. При этом он показал только удостоверение работника прокуратуры». Арендодатель расторг с ними договор, опасаясь преследований. «Владелец офиса нам заявил, что возобновит деловые отношения только с физическим лицом, не имеющим к нам никакого отношения, – сообщила собеседница «НГ». – Дальше начались проверки источников финансирования правозащитной межрегиональной ассоциации «Агора», юристы которой представляли наши интересы во всех судах».
Проблемы озерских благотворителей – общие для российских НПО. Исполнительный директор некоммерческого партнерства независимой организации «В поддержку гражданского общества» Аркадий Седов рассказал «НГ»: «Три года назад, когда мы начинали работать, была попытка брать налоги с любых наших грантов. Даже с тех, которые выделяют президент и Общественная палата. Мы это дело отвоевали – по большей части разговорами и убеждением». Трудности остались: по словам Седова, иногда некоммерческие структуры «по полгода ждут справок из налоговой инспекции об отсутствии задолженностей. При этом проходят все сроки для сбора других документов». Пытаются взять под контроль НПО и местные чиновники, утверждает собеседник «НГ», который уверен: «Общественная организация должна быть независимой структурой, особенно в финансовом плане».
«В нашем законодательстве, – сказал «НГ» председатель движения «За права человека» Лев Пономарев, – заложено очень много мин. К примеру, мы оказываем услуги, связанные с бесплатными юридическими консультациями. Однако в законодательстве есть положение, что даже бесплатные консультации облагаются налогом! Поэтому каждую благотворительную организацию можно давно уже закрыть... Разговор о том, чтобы эту норму исключить, ведется уже лет десять. Но она и сегодня подвешенным топором красуется над головами правозащитников».