Бывшая судья Мосгорсуда Ольга Кудешкина, в мае выигравшая суд у Минюста, получила уведомление о перечислении ей денег. В конце прошлой недели ее адвокат заявила о решении подзащитной добиваться восстановления в прежней должности. Однако эксперты «НГ» сомневаются в том, что Кудешкиной вернут судейскую мантию.
Из письма Минюста следует, что бывшая судья может получить компенсацию в 10 тыс. евро, назначенную ей Европейским судом по правам человека (ЕСПЧ). Для получения денег необходимо лишь предоставить расчетный счет.
Напомним: в конце февраля Страсбургский суд решил, что в отношении Кудешкиной Минюст нарушил ст. 10 Конвенции по правам человека, гарантирующую свободу выражения мнений.
Поводом для увольнения судьи стала ее критика в адрес председателя Мосгорсуда Ольги Егоровой в эфире радиостанции «Эхо Москвы» в конце ноября 2003 года. Кудешкина заявила тогда, что председатель Мосгорсуда оказывала на нее давление, требуя вынести обвинительный приговор по делу следователя Следственного комитета МВД Павла Зайцева. Последний обвинялся в превышении должностных полномочий при расследовании уголовного дела о контрабанде.
Российские суды обращения Кудешкиной отклонили, и в 2006 году она обратилась в Страсбург. В мае нынешнего, после вынесения Европейским судом по правам человека окончательного вердикта в пользу Кудешкиной, Минюст решился на ответный шаг. В своей жалобе ведомство обвинило Кудешкину в преследовании политических целей: судья, «обязанная проявлять сдержанность», выступала с обвинениями в адрес вышестоящих лиц и делала «неуважительные и необоснованные» заявления в отношении государственных органов власти. Также российская сторона полагала, что при вынесении решения Европейский суд не дал должной оценки оскорбительным высказываниям Кудешкиной в отношении судейского корпуса, который, по мнению уволенной, занимается «грубо заказанными делами». Однако Европейский суд не принял к рассмотрению жалобу России.
Компенсацию за моральный ущерб Ольга Кудешкина получит, однако эксперты сомневаются, восстановят ли бывшую судью в должности. Президент Адвокатской палаты Москвы Генри Резник напомнил, что «в Европейском суде уже было выиграно несколько дел именно по статье 10». И подчеркнул особенности нынешнего процесса: «В основном с жалобами на ущемление свободы выражения мнений обращаются журналисты. Дело Кудешкиной интересно тем, что иск впервые подан судьей. Сейчас любопытно будет наблюдать за тем, как наше государство поступит в отношении Кудешкиной. Обязанность выполнить решение Европейского суда о выплате – это даже не обсуждается, а как судейское сообщество к этому отнесется – надо последить».
Советник Конституционного суда Тамара Морщакова тоже указывает, что нет никаких гарантий восстановления Кудешкиной на работе: «Признано нарушенным ее право на свободу выражения своего мнения. Ее лишили статуса. Однако то, что она намерена восстановиться, еще не значит, что ей позволят это сделать. Потому что по решению Европейского суда страна уже считается понесшей ответственность из-за того, что дело было рассмотрено, предано огласке, была признана неправота государства и, более того, оно возместило определенный моральный ущерб. Европейский суд признал, что лишение статуса нарушало ее конвенционные права, а восстановят ее или нет – это внутреннее дело. Оно уже вне юрисдикции Европейского суда». Морщакова отметила, что у судейской Квалификационной коллегии или Верховного суда могут быть другие основания для удаления Кудешкиной с должности.