Широко растиражированная информагентствами история об инспекторах Россельхознадзора, которые не допустили проникновения на территорию РФ украинского грузовика с дохлой американской белой бабочкой на радиаторе, могла бы стать символом нынешней украинско-российской информационной войны. Правда, героический поступок был совершен на прошлой неделе, но рапорт о попытке диверсии обнародовали вовремя – сразу после заявления президента Дмитрия Медведева об антироссийской направленности политики Виктора Ющенко. Дальнейшее развитие событий – своего рода «эффект бабочки» Рэя Брэдбери в славянской интерпретации.
Политики обеих стран уже несколько дней самозабвенно обмениваются заявлениями, обвиняя друг друга в межгосударственных проблемах. Однако в этом нет ничего нового. Началось-то все даже не в 2004 году, когда к власти в Украине пришел Виктор Ющенко. Склоки по поводу раздела и условий базирования флота, принадлежности острова Тузла, перспектив создания газотранспортного консорциума, возможности участия российского бизнеса в украинской приватизации и создания зоны свободной торговли между Украиной и Россией длились все 10 лет президентства Леонида Кучмы. А предыстория относится еще к периоду правления Леонида Кравчука, которому пришлось участвовать в разделе имущества СССР.
Почему же заявление Дмитрия Медведева прозвучало именно сейчас? Кому оно на самом деле было адресовано? В Киеве уже несколько дней строят самые невероятные версии на сей счет, постепенно приходя к странному выводу, что Украина получила пощечину из-за разногласий в самой России. Как говорят, попала под руку. Иначе как объяснить тот факт, что МИД РФ пытается смягчить риторику главы государства, а Патриарх Кирилл, только что рассказавший Медведеву о своих впечатлениях от 10-дневного тура по Украине, горячо благодарит Ющенко и выражает надежду на сотрудничество? И это происходит в момент, когда государственное руководство РФ объявляет о намерении не подавать руки украинскому президенту, пока не изберут нового.
Что-то там запуталось в Москве, предполагают украинские политики и на всякий случай не торопятся комментировать ситуацию. Даже официальный ответ Киева поручили обнародовать, по сути, техническому сотруднику, главе президентского секретариата Вере Ульянченко. Ющенко в это время продолжал проводить отпуск, а Тимошенко занималась рутинными делами. Выжидали, пока в России прояснится ситуация?
В послании Медведева Ющенко и в записи на видеоблоге российского президента содержался полный и четкий перечень украинско-российских проблем. А обвинение в адрес украинской власти, не только не способствующей их разрешению, но даже углубляющей их, было выдержано в небывало жестких интонациях. В первый день украинских политиков, фигурально выражаясь, сбил с ног российский натиск. Но, придя в себя, соратники Ющенко задали вполне закономерный вопрос: отчего же российский президент так долго и категорично отказывался от предложенных переговоров по решению проблем?
Очевидно, что по отдельным пунктам, о которых говорил Дмитрий Медведев, он не смог бы найти взаимопонимания с Ющенко никогда. В одной стране Сталин – талантливый менеджер, в другой – преступник и убийца, для одних Голодомор – национальная трагедия, для других – не более чем страница трагической истории, те хотят, чтобы НАТО гарантировала суверенитет и независимость в нынешних границах, другие регулярно предлагают делегировать часть суверенных прав надгосударственным органам в рамках СНГ┘ Но являются ли перечисленные и многие другие разногласия непреодолимым препятствием для сотрудничества? Вряд ли. Отказавшись от эмоциональных оценок и предоставив друг другу право на самостоятельность и независимость внутренней политики, вполне можно было бы развивать экономические, образовательные, социальные проекты. Разве не они в первую очередь интересуют граждан обеих стран?
Политические баталии, в которых намертво увязли Украина и Россия, дают козыри как украинской, так и российской оппозиции. Ликуют и лидеры украинских националистических движений, которым кажется, что «Россия открыла свое настоящее имперское лицо», и политики-выходцы из Донбасса, уверенные, что на них «делает ставку Москва». Даже соратники Ющенко, чей рейтинг не вызывал ничего, кроме сочувствия, оживились: продолжение информационной войны может привести нынешнего украинского лидера к победе на новых выборах. Кстати, весной–летом 2004 года Ющенко также считался «непроходным» кандидатом. Мы, возможно, еще увидим «эффект бабочки» на президентских выборах зимой 2010-го.
Но есть и иное измерение украинско-российских войн. Именно в нем оказался тот водитель, работодатель которого отправил груз в Россию, не обратив внимания на дохлую бабочку на радиаторе. И те украинские крестьяне, продающие молоко предприятиям, которые теряли ранее и, возможно, потеряют сейчас рынки сбыта продукции в России. И те украинские гастарбайтеры, которые, как, кстати, и сотрудники дипломатических миссий, сидят на чемоданах, гадая, чего ждать дальше. И еще мои знакомые, которым приходится по делам часто пересекать украинско-российскую границу: «Что же, теперь введут визы?» – спрашивают они.
Проблемы в украинско-российской политике были всегда, с 1991 года. Но никогда еще не было столь явного ощущения угрозы у одних и опасности для других, не было гнетущей атмосферы напряженности, вражды, даже ненависти. В украинском интернете уже несколько дней бьет все рекорды популярности переозвученный некими юмористами видеоролик обращения Дмитрия Медведева. Но, посмеявшись над ним, пользователи переходят в раздел анекдотов о москалях. А затем в комментариях на новостных сайтах разгораются свои войны, выплескиваются волны ненависти украинцев против русских, и наоборот. Об этом вряд ли догадываются политики, обменивающиеся резкими заявлениями. Но зарождающаяся вражда двух народов – прямое следствие их действий, тот самый «эффект бабочки».