Корабль французской постройки «Мистраль» в скором времени может войти в боевой состав российского ВМФ.
Фото Reuters
Апологеты отечественного оборонно-промышленного комплекса негодуют. Вдруг они увидели, что вопрос импорта Россией вооружений и боевой техники уже перешел из области теоретических рассуждений в практическую плоскость. У нас теперь есть французские тепловизоры для танков и вертолетов, спецназ воюет английскими и австрийскими снайперскими винтовками, для Сухопутных войск приобретены израильские беспилотники. Легкий вертолет «Ансат», который предполагается принять на вооружение ВВС РФ, будет оснащаться двигателями производства американской компании Pratt&Whitney. И все это грозит затмить возможная закупка во Франции вертолетно-десантного корабля типа «Мистраль».
Ситуация для нас в высшей степени непривычная. Ведь до последнего времени только США и СССР/Россия оставались странами, производящими для себя практически весь спектр вооружений и военной техники (ВВТ).
Отсюда естественным образом возникают протесты со стороны ОПК. Как же, огромные средства пойдут не отечественному производителю, а иностранцам.
Надо смотреть правде в глаза – наш ОПК утратил очень много важнейших технологий. А еще очень многих – никогда не имел. Наше отставание от Запада в средствах связи, разведки, навигации, наблюдения, РЭБ, системах управления началось еще при СССР, причем до перестройки. Сокрушительный разгром сирийской системы ПВО в долине Бекаа в июне 1982 года объяснялся отнюдь не «тупостью арабов», а тем, что Запад (в лице Израиля) был на голову сильнее и технологически, и тактически.
Мы никогда не умели строить нормальные авианосцы, да и те странные конструкции, которые скромно назывались «авианесущими крейсерами», строились в Украине. В России для этого нет ни мощностей, ни кадров, позорная для нас история с переделкой «Адмирала Горшкова» в авианосец «Викрамадитья» для ВМС Индии не оставляет по этому поводу иллюзий. Соответственно если мы не можем делать сами, значит, надо покупать за рубежом.
Для защиты страны должно приобретаться вооружение, адекватное задачам, стоящим перед Вооруженными силами. Где оно будет куплено – не имеет значения. Если такого вооружения в армии нет, значит, страну она защитить не может. В том числе и работников предприятий ОПК. Поэтому тезис о несчастных инженерах и рабочих, как это ни кощунственно прозвучит, не работает.
Более того, наш ОПК сможет выжить при единственном условии – если окажется в ситуации реальной жесткой конкуренции. И на мировом рынке, и внутри страны. Пока что даже первое условие выполняется не до конца, российский ОПК значительную часть своей продукции продает тем странам, которые больше нигде не могут его купить по причинам политического характера (Иран, Венесуэла, Сирия) либо настолько привыкли к советскому оружию, что просто не хотят менять главного поставщика, слишком это накладно (Алжир, Вьетнам).
Кстати, нужно отметить, что ничего необычного нет в том, что страна является одновременно и крупным импортером, и крупным экспортером оружия. Самые яркие примеры – Израиль и Китай. Очень значительную часть ВВТ (причем наиболее современных) для собственных вооруженных сил они приобретают за рубежом, при этом не менее значительная часть продукции их ОПК идет на экспорт (в первую очередь в развивающиеся страны).
Кроме того, все больше военных программ начинает носить интернациональный характер, особенно это характерно для Европы (хотя данный процесс затронул уже и «неприступные» ранее для импорта и кооперации США).
Для России этот вариант представляется идеальным, он не так унизителен психологически, как прямой импорт, кроме того, через кооперацию мы получаем доступ к наиболее современным технологиям, до которых другим способом не доберемся никогда (или когда они глубоко устареют).
Впрочем, при обсуждении проблемы импорта ВВТ нельзя не затронуть еще одного вопроса: почему приобретается именно эта техника, а не другая? Почему мы из всех израильских беспилотников выбрали самые старые? Зачем мы покупаем «Мистраль»? Это корабль новейший и очень хороший, ничего подобного наш ОПК построить не способен (даже в советское время десантные корабли, причем гораздо меньшего размера, строились в Польше). Но вот зачем он нам в условиях фактического коллапса отечественного ВМФ? Для чего нам этот монстр, где мы будем с его помощью высаживать десанты, какими силами и средствами будем осуществлять его прикрытие с моря и воздуха? Флоту сейчас нужны фрегаты и эсминцы, об авианосцах в самом лучшем случае можно будет задуматься лет через десять.
И тут мы снова и снова возвращаемся к извечной проблеме – полной непрозрачности для общества процесса военного строительства в РФ. Круг замкнулся, и он называется «военно-промышленный комплекс», где политики, генералы и капитаны ОПК – суть бесконтрольны в своих действиях по распиливанию гособоронзаказа.