Вчера стало известно об убийстве в Чечне двух российских правозащитников – сотрудников неправительственной организации «Спасем поколение», супругов Заремы Садулаевой и Али Джабраилова. Их коллеги обвиняют в случившемся, как и в истории с убийством Натальи Эстемировой, чеченские власти. Экспертам картина представляется более сложной.
Тела Садулаевой и Джабраилова со следами множественных огнестрельных ранений были обнаружены вчера утром на территории поселка Черноречье в Грозном. Как сообщила «НГ» старший помощник руководителя Следственного управления СКП РФ по Чеченской Республике Мариам Налаева, трупы находились в багажнике автомашины, припаркованной в 10 метрах от входа в Республиканский реабилитационный центр.
По словам Налаевой, сегодня следственная группа работает над составлением фотороботов похитителей. И уже есть свидетели, которые дали показания о похитителях.
Правозащитники занимались в Чечне молодежными благотворительными проектами, связанными с проблемой физической и социальной реабилитации пострадавших от мин детей и подростков. По информации «НГ», супруги прожили вместе всего около четырех месяцев. Джабраилов ранее воевал на стороне бандформирований – на стороне Масхадова. Отсидев срок, вернулся домой полгода назад.
Как сообщил «НГ» источник в Чечне, 10 августа Садулаеву и Джабраилова увезли пятеро вооруженных людей, трое из которых были одеты в камуфляжную одежду, двое – в гражданское. Действовали они нагло и напористо: подъехав к офису «Спасем поколение» около 14.00 на двух легковых машинах, заявили, что представляют некие силовые структуры. После чего, разговаривая между собой по-чеченски, посадили Садулаеву и Джабраилова в автомобили и уехали. Любопытно, что вскоре неизвестные вернулись в офис и забрали мобильный телефон, похоже, одного из супругов, а также автомобиль Джабраилова.
Генпрокурор Юрий Чайка вчера же взял расследование убийства под свой контроль, приказав главе СКП Александру Бастрыкину «срочно выехать на место происшествия». Напомним: 15 июля недалеко от своего дома в Грозном была похищена сотрудница правозащитного центра «Мемориал» Наталья Эстемирова. Вечером того же дня ее тело было обнаружено в одном из районов Ингушетии.
Директор Московского бюро по правам человека Александр Брод заявил о решении правозащитников добиваться встречи с генпрокурором в присутствии «представителей чеченского МВД, ФСБ, местной прокуратуры и судебной власти». «Также мы намерены привлечь к этому убийству внимание международных организаций», – сообщила вчера глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева.
Между тем президент Чеченской Республики Рамзан Кадыров вину за случившееся возложил на «главарей боевиков», пытающихся «дестабилизировать обстановку в Чечне», чтобы «заставить российских и зарубежных бизнесменов прекратить финансирование проектов на территории Чеченской Республики». Время похищения и убийства Заремы Садулаевой и Али Джабраилова, отмечается в заявлении уполномоченного по правам человека Чечни, «также выбрано не случайно: «Вчера в Кисловодске Владимир Путин проводил заседание правительственной комиссии по вопросам регионального развития, где рассматривались социальные проблемы Северо-Кавказского региона и пути их разрешения. На этом совещании принимал участие и президент Чечни Рамзан Кадыров. Поэтому, несомненно, похищение и убийство Садулаевой и Джабраилова направлено на срыв российской политики на Северном Кавказе и, в частности, против Чеченской Республики и ее руководства».
Экспертам ситуация в Чечне видится несколько иначе. Они не склонны персонифицировать обвинения, как это делают политики, правозащитники и власти республики. Заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин сомневается в основном тезисе чеченского руководства: «Существует традиционная точка зрения, что это удары по Кадырову. Возникает вопрос: в чем эти удары? Если говорить о репутации Кадырова на Западе – это его не интересует. У него однозначно сложилась там негативная репутация. Нобелевскую премию Кадыров получать не собирается. Его судьба зависит от российского руководства, которому нужно, чтобы в республике не было фундаменталистского подполья. В этом смысле гибель офицеров милиции от рук смертников важнее, чем убийства правозащитников».
Не случайно, замечает Макаркин, когда к Кадырову предъявляются серьезные претензии со стороны Центра, он начинает демонстрировать особое усердие: «А когда погибла Наталья Эстемирова, я не видел со стороны Центра какого-то большого недовольства, сигналов Кадырову, что поддержка федерального Центра зависит от раскрытия этого преступления... Кадыров может говорить, что он о ней думает, не пытаясь соблюсти приличия. Он понимает, что за это ему ничего не будет». Напомним: в воскресном интервью на Радио «Свобода» Рамзан Кадыров резко отозвался о деятельности Эстемировой, после чего правозащитники обрушились на радиостанцию с резкой критикой.
По мнению Макаркина, убийства правозащитников могут быть связаны с внутренними разборками в Чечне и президент республики просто не хочет в них вмешиваться: «Нужно ли это Кадырову? В Чечне все контролируемо. При желании там можно провести расследование. Но Кадырову не нужно конфликтовать с людьми, которые решают эту проблему таким способом». Супруги, считает эксперт, могли по роду деятельности «столкнуться с серьезными людьми»: «В республике стабильность поверхностная. Она обеспечена тем, что часть боевиков стала служить России. Но от этого они не стали другими... Когда человек выходит из леса и становится офицером МВД, он не меняет свой менталитет. А правозащитник исходит из того, что в стране должны обеспечиваться права человека. Кому из командиров они перешли дорогу, я не знаю...»
Ростов-на-Дону