Дмитрий Рогозин намерен разобраться в амбициях генсека НАТО.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Сегодня генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Рассмусен в рабочем кабинете в штаб-квартире альянса примет постоянного представителя России при НАТО Дмитрия Рогозина. По данным «НГ», повестка встречи будет свободной. Рогозин намерен поговорить о предстоящем визите Расмуссена в Россию и проверить, готов ли новый лидер блока всерьез строить партнерские отношения с Москвой.
Как заявил «НГ» Дмитрий Рогозин, генсек неожиданно предложил встретиться сегодня на два часа раньше запланированного, в 11 часов. «Таким образом он, насколько я понимаю, высвобождает в своем графике целый час для встречи, которая будет проходить один на один», – сказал постпред РФ при НАТО. Эта беседа тет-а-тет будет первой для российского посла и Расмуссена.
Первое рандеву Дмитрия Рогозина с предшественником Расмуссена на посту, Яапом де Хоопом Схеффером, состоялось в январе прошлого года и вызвало немало шума в СМИ. После того как российский представитель вручал генсеку верительные грамоты, он подарил ему уникальный томагавк. «Томагавк у него на руках, теперь остается только найти лопату, чтобы зарыть этот топор войны поглубже в землю», – сказал тогда постпред. И добавил, что партнеры «принюхались немножко друг к другу, почувствовали, на что можно надеяться в плане развития сотрудничества».
Неизвестно, поднялась ли у Схеффера рука закопать инкрустированный томагавк. Но августовская война в Южной Осетии все равно практически полностью парализовала на полгода работу Совета Россия–НАТО. На этот раз, как признался «НГ» Дмитрий Рогозин, преподносить подарков генсеку он не планирует: «Господин Расмуссен – человек достаточно прагматичный и практичный. Поэтому здесь не до шуток. Тем более, есть что обсуждать и не хочется отвлекаться на пустяки». Российский дипломат не исключил, что после того, как он познакомится с Расмуссеном поближе, он подарит ему «что-нибудь из припасов, привезенных из России». Прежде всего подарком могут выступить альбомы по искусству – «Эрмитаж» и «Русский музей». «Чтобы понимать русский дух, надо прежде всего быть знакомым с русской культурой», – сказал Рогозин. Схеффер, по его словам, заслуживал томагавка в качестве подарка, да и «время было несколько другое».
В рамках свободной повестки российский дипломат намерен попытаться понять, каковы амбиции нового генерального секретаря, насколько соответствует планам Расмуссена заявленное им желание восстановить отношения с РФ и сделать их партнерскими не на словах, а на деле. Еще одной темой разговора станет готовящийся визит генсека НАТО в Москву. Предположительно Расмуссен прибудет в столицу в октябре. Рогозин также рассчитывает, что Расмуссен продемонстрирует готовность проанализировать все состояние отношений между РФ и НАТО и обсуждать темы, по которым у сторон возникли глубокие разногласия. В Москве не хотели бы, чтобы новый генсек НАТО избегал обсуждения проблем, выводя их за скобки и затрагивая исключительно сюжеты, ориентированные на позитив. «Мне хотелось бы узнать многое у генсека. Думаю, что и он тоже хочет понять, готова ли Россия к субстантивному диалогу. Если я действительно пойму, что Расмуссен нацелен на партнерство, он получит полную поддержку», – пообещал Рогозин.
На словах Расмуссен в последние дни был довольно позитивен в отношении России. Хотя лидер альянса признал, что события в Южной Осетии оказали «очень негативное влияние на отношения между НАТО и Россией», он отметил, что разногласия с Москвой не должны мешать решению общих задач в области безопасности, таких, как борьба с терроризмом. «Я считаю, что передо мной стоит очень важная задача – убедить народ и руководство России в том, что НАТО – не враг России. НАТО не нацелена против России», – заявил генсек.
Задача непростая. Признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии, очевидно, в обозримой перспективе не может быть отозвано, как на этом настаивал и продолжает настаивать Брюссель. Признавать или не признавать государство – это, конечно, прерогатива других суверенных государств, а не военно-политического блока. Но в любом случае крайне маловероятно, что хотя бы одна из 28 стран – членов альянса выступит против территориальной целостности Грузии. А отмотать пленку назад, в август 2008 года, чего, возможно, хотели бы и Москва, и Брюссель, невозможно.
«Если бы можно было перенестись в август 2008 года, тогда бы НАТО должна была оказать полную политическую, моральную, а может быть, даже военную поддержку Южной Осетии. Это было бы реальное партнерство (с Россией. – «НГ»). Или по крайней мере, не вмешиваясь в конфликт, поддержать действия Российской Федерации», – рассуждает Рогозин. Вероятность таких шагов со стороны Расмуссена, наверное, вряд ли была бы выше, чем шансы НАТО изобрести машину времени. И тем не менее сейчас, по мнению Рогозина, у Расмуссена есть возможность доказать, что он действительно хочет убедить народ и руководство России в отсутствии враждебности у альянса.
Москва прежде всего рассчитывает, что НАТО будет применять единые стандарты безопасности. Политика Североатлантического союза по отношению к России должна соответствовать тем же критериям, которые НАТО предъявляет к поведению Москвы. «Должна быть неделимая безопасность для всех стран Евроатлантического региона и общие подходы к решению таких специфических проблем, как военное сумасшествие Саакашвили и ему подобных», – заявляют в Москве. НАТО при этом не должна впредь действовать по черно-белому сценарию, расчерчивая мир на своих и чужих, когда свои правы всегда, даже если они не правы. «Если господин Расмуссен действительно хочет убедить народ России в том, что новая НАТО не несет в себе угрозы для нас, сделать это можно легко: прекратить заниматься пропагандой, а все ресурсы альянса бросить на то, чтобы на деле показать, что этот военно-политический альянс если не является нашим союзником, то по крайней мере настроен нейтрально-доброжелательно к Российской Федерации», – резюмировал наш собеседник.