Вместо педагога оценку подготовки абитуриентов теперь дает автоматизированная система тестов – ЕГЭ.
Фото Григория Тамбулова (НГ-фото)
Для России, отстающей от передовых стран по расходу электроэнергии на человека, но опережающей их в 3–4 раза по энергоемкости затрат на 1000 долл. произведенной продукции, энергосберегающие технологии исторически входят в число главных приоритетов обеспечения национальной безопасности.
Недавно нам объявили: чтобы направить развитие экономики страны в русло энергосбережения, власти начнут с самого банального и массового и, как всегда, эффектного, но неэффективного – с замены «лампочки Ильича» на современный энергосберегающий светильник. Минэкономразвития считает, что запрет на производство и оборот ламп накаливания позволит экономить от 10 до 20% стоимости услуг за электроэнергию. Между тем электричество само – продукт превращения других видов энергии (тепловой, атомной, механической). В этой цепочке превращения видов энергии экономия на «лампочке Ильича» – капля в море бездумной растраты всех видов ресурсов.
Губительность технологического отставания от мировых лидеров в 1989 году пророчески отметил известный геополитик Збигнев Бжезинский: «Меня беспокоит проблема увеличивающегося разрыва в технологическом и социально-экономическом развитии между Западом и Советским Союзом. Этот разрыв не просто велик, он увеличивается. Если он будет и дальше расти, то Советский Союз не станет органической, неразрывной частью общеевропейского дома, а будет его периферией». Сегодня этот прогноз полностью подтвердился.
Показательно признание директора НТЦ по ядерной и радиационной безопасности, профессора МИФИ Бориса Гордона. По словам ученого, «отсутствие у профессоров новых идей и недостаточность внимания к оригинальным разработкам, свободным от недостатков действующих реакторов, закрепляется начиная с высшей школы, где дипломные проекты до сих пор посвящены старым реакторам ВВЭР и РБМК, а не новым типам реакторов».
Сегодня научно-производственный фундамент образования серьезно подорван перманентными реформами, лишившими страну отраслевой науки. Функцию преобразования фундаментальных знаний в технологии теперь выполняют зарубежные компании в лучшем случае совместно с отечественными инжиниринговыми фирмами и вузами, оплачивая по минимуму достижения российской науки. В свою очередь, фундаментальная наука удушается механическим объединением академических институтов и профилированием НИИ под предприятие, превращая ученых в заводских лаборантов.
Кризис интеграции системы образования и современного производства проявляется в дефиците кадров, растущая потребность в которых удовлетворяется за счет иностранцев – менеджеров, специалистов в промышленности и торговле. Не меньший спрос имеется и на репатриантов – россиян, некогда уехавших за рубеж и сделавших там карьеру. При этом нет предела возмущению функционеров Министерства образования и науки РФ поведением выпускников вузов, не желающих работать по полученной специальности.
Однако ситуация, когда большинство россиян работают не по специальности, говорит о мобильности человека образованного и об отсутствии геополитического, социально-экономического и научно-технологического прогноза. Именно такой прогноз может стать ограничителем затрат на производство невостребованных специалистов и стимулятором, как это было в СССР, подготовки кадров для приоритетных проектов.
Историческую гонку ныне выигрывают страны, выбравшие целью качество удовлетворения главной потребности homo sapiens – потребности в образовании.
Бессмысленно говорить о перепроизводстве юристов и экономистов, находящих свое место в жизни лучше, чем инженеры, когда кадровым требованиям транснациональных корпораций отвечает лишь каждый десятый дипломированный инженер. В этом смысле моментом истины стала Чернобыльская катастрофа. Система отечественного образования, по мысли академика Валерия Легасова – участника ликвидации аварии в Чернобыле, отражала уходящий «технический», а не наступивший «технологический» период истории: раньше думали «что сделать», а теперь надо думать – «как сделать».
Спроектировать при наличии САПР конечный продукт под силу более или менее пользователям ЭВМ – юзерам (от use – использование, применение). Так, в кратчайшие сроки проектанты Московского института теплотехники (МИТ) рассчитали ракету морского базирования «Булава», упорно не желающую лететь из-за мелочей, давно известных профессионалам из Государственного ракетного центра им. академика В.П.Макеева, отстраненным от твердотопливного ракетостроения.
Лозунговый стиль мышления постоянно толкает высокопоставленных пользователей на реализацию опасных проектов, зачастую несущих в себе прямую угрозу национальной безопасности России. Здесь в один ряд можно поставить и эксперименты на ЧАЭС, и создание Единого центра стратегического, наземного и морского ракетостроения, и реформу образования в нынешнем ее виде.
Ключевая идея Министерства образования и науки РФ состоит в реализации модели тиражирования юзеров, без тени сомнения выполняющих известные предписания. Вместо педагога оценку подготовки этих зомби дает автоматизированная система тестов – ЕГЭ. Причем оценка теперь выводится по примитивному алгоритму: «знаешь–не знаешь», «да–нет». Всплески статистики катастроф и аварий, коррупция и безответственность всегда сопутствовали нарушениям основного принципа интеграции развивающихся систем: передовая сфера деятельности не может быть подчинена отстающей либо несовместимой с ней технологически.