Владислав Сурков намерен развивать благотворительность с помощью НКО.
Фото Григория Тамбулова (НГ-фото)
В Кремле, по данным «НГ», отказались от мысли наполнить политическим содержанием работу группы «Гражданское общество», образованной при российско-американской комиссии на высшем уровне. Разрабатывается концепция исключительно прикладного, гуманитарного сотрудничества общественных институтов обеих стран. В качестве приоритетной выбрана тема организации благотворительной деятельности.
В администрации президента, по информации «НГ», полным ходом разрабатывается концепция функционирования рабочей группы «Гражданское общество», образованной при двухсторонней американо-российской комиссии на высшем уровне. Новая структура была создана по инициативе лидеров двух стран, Барака Обамы и Дмитрия Медведева, во время рабочего визита президента США в Москву в начале июля.
В ее рамках создано 13 тематических подкомиссий. Рабочую группу по взаимодействию общественных институтов с российской стороны поручили возглавить первому заместителю главы кремлевской администрации Владиславу Суркову. С американской – помощнику президента США Майклу Макфолу. Напомним, назначение Суркова вызвало неоднозначную реакцию российского правозащитного сообщества. Радикально настроенные правозащитники даже написали по этому поводу жалобу американскому президенту. Они посетовали на то, что их будет курировать высокопоставленный чиновник администрации президента. Впрочем, эта позиция выглядит спорной: ведь комиссия носит статус межгосударственной, и с американской стороны координировать работу группы также будет чиновник Белого дома.
Состав рабочей группы пока не сформирован. По данным «НГ», к ее работе планируется привлечь членов Совета при президенте по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, а также ведущие провластные политологические институты: Институт современного развития (ИНСОР) и Институт общественного проектирования (ИнОП). Первое заседание структуры с участием Суркова и Макфола пройдет ориентировочно в конце октября – начале ноября. На нем обе стороны представят собственное видение сотрудничества по линии гражданского общества.
Источник, близкий к администрации президента, в беседе с «НГ» отметил, что главный смысл работы новой структуры в Кремле видят в построении двустороннего гуманитарного сотрудничества. «У США накоплен огромный опыт построения гражданского общества, там разработаны механизмы, как соединять людей в различные общественные организации по интересам, как помогать людям, заниматься благотворительными проектами. У американцев есть чему в этом смысле поучиться. И нам важно, чтобы наши общественники встречались с представителями таких же общественных организации в Америке и заимствовали их опыт, к примеру, в организации благотворительной деятельности». По его словам, в России отсутствуют технологии, «как строить работу помощи людям, в какие двери стучаться, как создавать юридическое сопровождение». И американцы могли бы помочь в этом. Российская сторона будет приветствовать сотрудничество между отдельно взятыми американскими Штатами и российскими субъектами Федерации. В качестве основных тем сотрудничества Россия намерена предложить: молодежные обмены, защиту детей, инвалидов, пожилых людей, волонтерство, социальную помощь, миграцию, экологию, борьбу с коррупцией, а также отношения государства и гражданского общества.
Другой источник «НГ» сообщил, что Кремль попытается избежать придания рабочей группе политического смысла. «Общение сетевых общественных организаций политической направленности обеих стран, рассуждения на тему, как обстоят дела с правами человека в России и самими НКО, вмешательство в нашу внутреннюю политику – это тупик в работе группы «Гражданское общество». Нам нужна реальная деятельность по реальным вопросам общественной жизни», – убежден собеседник «НГ».
Между тем председатель правления Института современного развития Игорь Юргенс в беседе с «НГ» сообщил, что было бы хорошо уже на первом заседании рабочей группы выйти с предложением расширить тематические рамки сотрудничества по линии гражданского общества. «Мы могли бы предложить форматы взаимодействия между учеными, студентами, правозащитниками и др. Хотя в отношении правозащитников понятны опасения власти, связанные с посторанжевым синдромом. Но мы его, на мой взгляд, уже пережили, два президента договорились между собой. Более того реализовать цветную революцию через такие структуры невозможно», – уверен Юргенс.
Член правления ИНСОРа, замдиректора Института мировой экономики и международных отношений РАН Евгений Гонтмахер убежден, что проект обречен на провал, если сотрудничество будет вестись исключительно вокруг социальных вопросов, не затрагивая политических аспектов. «В США гражданское общество оказывает огромное влияние на политику. В России оно воспринимается как слабенькое и ничего не значащее. На встрече с российскими общественными деятелями в Москве Обама рассказал, что советуется с представителями гражданского общества и часто на основании этих консультаций принимает решения. На мой взгляд, такая позиция близка и российскому президенту», – уверен Гонтмахер. Поэтому, по его словам, будет правильно, если общественники обеих стран первым делом наладят обмен в законодательной сфере – изучат национальные законодательства об НКО и сделают предложения Обаме и Медведеву об их совершенствовании, а также привлекут лидеров гражданского общества к обсуждению проблем нарушения прав человека как в России, так и в США.