Фото РИА Новости
Владимир Путин снова весомо обозначил свое присутствие в отечественной политике – и отнюдь не на вторых ролях. В субботу он посетил Иркутскую область, где вплотную занялся решением проблем не только экологических, но и социальных. Напомним: там в начале лета безработные Байкальска объявили голодовку, требуя выплаты задолженности по зарплате. Выждав паузу, чтобы не повторять пикалевский сценарий в мелочах, глава правительства навестил рабочих ЦБК, а заодно наглядно показал им, в какой суровой обстановке вызревают у него трудные решения.
Спустившись на глубоководном аппарате «Мир» в озеро на глубину 1400 метров, премьер поразился мутному «супу из планктона» и красоте байкальского дна. Поднявшись на поверхность, он объявил о планах возможного запуска комбината.
На совещании по экологическим вопросам премьер напомнил, как он в 2006 году принял решение о переносе за пределы охранной зоны озера Байкал трассы нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан». Однако на этот раз, говоря о судьбе Байкальского ЦБК, он сосредоточился на проблемах социальных. «Там сегодня работают тысячи людей, – заявил глава правительства. – Сейчас без работы сидят более 1600 человек. Как мне сегодня сказал академик Роберт Нигматулин, конечно, ничего хорошего в деятельности комбината нет, но надо прямо сказать, и академик мне сегодня это сказал открыто: существенного вреда все-таки за эти десятилетия деятельностью этого ЦБК не было нанесено».
Таким образом, суровый приговор, вынесенный ранее комбинату, городу и бизнесу региона, был мгновенно обжалован. Премьер наметил пути окончательного решения проблемы. Выпуск продукции будет возобновлен, а тем временем, объяснил он после совещания журналистам, начнется переподготовка работников комбината, потому что все-таки «ничего хорошего в деятельности таких производств, конечно, нет»: «Нужно подумать о том, что с этим делать. Но принимать такие решения мы не имеем права с кондачка, мы обязаны подумать о людях, которые там работают, живут этим и кормят свои семьи».
Разговор Путина с прессой, как и его погружение в пучину, подробнейшим образом транслировался вечером по Первому и другим телеканалам. Выглядела картинка предельно естественно: к примеру, когда Путина спросили о названии какого-то моллюска, он, не смущаясь, обратился за помощью к товарищам по каюте аппарата «Мир». Такой экспромт дорогого стоит.
Заметим: поездке премьера на Байкал предшествовала широко распространившаяся в интернете на прошлой неделе забавная песенка со словами «Путин едет в Пикалево, Путин сделает нам клево». Она сильно напоминала по жанру весенний ролик спикера Госдумы Бориса Грызлова, где председатель нижней палаты спасал планету от жадных олигархов. На этот раз песенка больше смахивала на добродушный анекдот. Да и образ ее героя в отличие от грызловского ролика гораздо больше соответствовал имиджу премьера.
Глава Центра изучения элит Института социологии РАН Ольга Крыштановская считает, что Владимир Путин благодаря поездке на Дальний Восток сильно укрепил имиджевую составляющую своей деятельности на посту премьера: «Это пиар-кампания. Он много работает, он не боится кризиса, постоянно принимает важные решения. Пиар всегда на таких вещах строился: как раньше говорили, перед глазами электората возникает гармонически развитая личность. Политик может и на самолете летать за облаками, и под воду спускаться. Людям нравится лидер, склонный к личному риску, ищущий острых ощущений».
Крыштановская уверена: Путин делает все, чтобы «его люди не забывали, чтобы его присутствие в политике было отмечено важными решениями и чтобы доверие к нему оставалось на прежнем уровне». Возможно, допускает политолог, «он вернется на президентский или какой-то другой пост. Главное, чтобы рейтинг популярности оставался на высоком уровне. Сейчас все, и враги и друзья, признают, что есть некий феномен Путина. Столько лет нравиться своему народу – это надо уметь, тут простым пиаром не отделаешься. Премьер нравится простым людям, которые видят в нем такого же парня, как они сами: из низов, человека, который сам себя сделал, спортом себя закалил...»
Гендиректор аудиторской консалтинговой группы «Финэкспертиза» Агван Микаелян отмечает важность проблемы, которая послужила поводом для поездки Владимира Путина: «Из-за завышенных экологических требований ставить в экономически невыгодное положение тысячи семей во время кризиса – играть с огнем. Китай в отличие от нас поступает по-другому. Он сначала делает так, чтобы развилась экономика в регионе, потом ужесточает требования, связанные с экологией. Путин просто привел в соответствие то, что должно было быть вначале». Между тем визит Владимира Путина помимо прочего демонстрирует серьезную озабоченность власти социально-экономической ситуацией на Дальнем Востоке. Член Общественной палаты Вячеслав Глазычев уверен – «власти очень тревожатся по этому поводу»: «Оснований для беспокойства сколько угодно. Дальний Восток – предельно воровская часть страны по масштабу контрабанды морепродуктов и древесины. С другой стороны, там существует чудовищно запущенная за десятилетия система обеспечения городов и особенно поселков. Она запущена по всей стране, но в данном регионе возникает опасность, что кучу дееспособного, энергичного народа оттуда ветром сдует. А ситуация демографическая там и без того ужасная, поэтому основания для тревоги, разумеется, есть».