Госсекретарь США Хиллари Клинтон нашла общий язык с главой МИД Индии Соманахалли Кришной.
Фото Reuters
На днях Китай стал новой «жертвой» дружественной политики США. Похоже, президент Барак Обама решил придерживаться тактики «дружи со всеми» в своей внешней политике. 27 июля в Вашингтоне был официально открыт стратегический и экономический диалог между США и КНР. На открытии форума американский госсекретарь Хиллари Клинтон была явно переполнена положительными эмоциями и проявила сильное рвение к тому, чтобы наладить эффективное американо-китайское сотрудничество. По словам Клинтон, сегодня Америка готова говорить с официальным Пекином не только о безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе и ядерных программах Ирана и Северной Кореи, но и по вопросам изменения климата и энергоэффективности.
Последнее в контексте американской внешней политики выглядит как минимум не совсем привычно. На сегодняшний день именно США и Китай производят наибольшее количество выбросов на планете. В свое время позиция Вашингтона стала камнем преткновения на пути к ратификации Киотского протокола. Несмотря на это, Обама начал свое президентство с принятия мер по внедрению механизмов сокращения загрязнения окружающей среды и использования новых источников энергии. В частности, согласно одному из его планов, Обама настаивает на том, чтобы к 2012 году 10% электричества вырабатывалось за счет возобновляемых источников энергии, а к 2025 году – уже 25%.
С российской точки зрения быстрое развитие американо-китайского диалога может выглядеть обескураживающе. Всего несколько недель назад после визита президента Обамы в Москву казалось, что Россия вновь приобретает статус привилегированного партнера США и сможет на равных беседовать с могущественной западной державой по вопросам ПРО и ядерного разоружения. Однако в ходе ежедневного брифинга 27 июля с участием пресс-секретаря американского Госдепартамента Яна Келли выяснилось, что на президентском и министерском уровне США налаживают стратегический диалог с Китаем и Индией. В то же время диалог с Россией «не называется стратегическим, но является его эквивалентом. Он проходит в формате двусторонней комиссии».
Судя по заявлениям американских чиновников, России придется довольствоваться местом лишь одного из партнеров, притом еще неизвестно какого уровня. В то же время Обама, по всей видимости, продолжит осуществлять свой план по установлению дружеских отношений со всеми без исключения странами мира. Начав с потепления отношений с Кубой, глава Белого дома произнес речь в Каире в стремлении найти приемлемый вариант ближневосточного урегулирования, обсудил вопросы разоружения и ядерного нераспространения с руководством России, пожал руку президенту Ливии Муамару Каддафи на саммите G8 и, видимо, намерен и дальше развивать свою дипломатическую линию. Тем более что на следующей неделе Клинтон отправляется в турне по странам Африки – на континент, который остается единственным, где администрация Обамы пока не успела себя зарекомендовать как всемирный благодетель.
Исходя из содержания внешнеполитических инициатив Вашингтона, создается впечатление, что происходит некий глобальный сдвиг в международной позиции США. Американцы решили мягко переделать так нелюбимую ими концепцию многополярного мира и превратить ее в стратегию многопартнерства, то есть установления партнерских отношений с как можно большим количеством государств мира. Этот термин использовала на открытии американо-китайского стратегического и экономического диалога в Вашингтоне госсекретарь Клинтон. Наверное, таким образом власти США стремятся реабилитировать подпорченный в годы правления Джорджа Буша-младшего образ Америки и привлечь весь мир к процессу выхода из глобального кризиса, который так сильно ударил по самой Америке.
И все же искренность дружелюбия американцев вызывает некоторые сомнения. Из кризиса они явно выйдут мировым лидером, независимо от тяжести финансовых и экономических потерь. Сегодня в США рождается абсолютное большинство современных технологий, которые способны обеспечить им отрыв от всего остального мира на годы, а то и десятилетия вперед. Так, может быть, они просто пытаются зайти к вопросу установления глобального лидерства с другого конца? Или роль мирового полицейского, наконец, сменилась ролью мирового благодетеля? Остается только ждать и надеяться, что США сохранят свои благие намерения и в будущем.