Сфера использования полиграфа расширяется.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Министерство внутренних дел планирует в этом году в обязательном порядке использовать детекторы лжи. И, как выяснила «НГ», не только при приеме на работу. Между тем федерального закона об использовании этих приборов пока не существует, а в ведомственной инструкции ФСБ, например, говорится о сугубо добровольном (для опрашиваемого) принципе использования детекторов. Таким образом, МВД существенно расширяет сферу применения прибора.
К концу осени, как заявил на днях глава кадрового департамента МВД Владимир Кикоть, каждый претендент на работу в милиции будет проходить проверку на детекторе лжи. По мнению чиновника, данная мера повысит эффективность борьбы с коррупцией, поможет выявить наркозависимых и профнепригодных кандидатов для работы в ведомстве. По результатам отбора будет составлен черный список – электронная картотека. Попавший в нее кандидат не сможет попасть на работу ни в одно ведомственное учреждение. Полный текст документа планируется предоставить к 1 ноября этого года.
Пока полиграф используется сотрудниками министерства в случаях, связанных с оперативно-разыскной работой, сообщила «НГ» начальник отдела кадров МВД Татьяна Колганова. По ее словам, после того как приказ вступит в силу, тестирование на детекторе лжи будут использовать и в остальных подразделениях министерства.
Начальник пресс-службы МВД Олег Ельников пояснил, что готовящийся «нормативный акт будет четко регламентировать, когда прохождение теста на полиграфе окажется обязательным, а когда – добровольным. Первая категория коснется проверки кандидата кадровиками на предмет употребления наркотиков и алкоголя».
Правовой основой применения полиграфа в России считается Закон «Об оперативно-разыскной деятельности», утвержденный президентом 12 августа 1995 года. Однако применение детектора при решении кадровых вопросов в государственных и частных структурах не имеет законного статуса.
Впрочем, ситуация с применением полиграфа в силовых структурах уже прояснилась. В ведомствах разработаны собственные инструкции для сотрудников по применению аппарата, правила ведения тестирования и условия его прохождения. Например, в соответствии с этими документами никто не имеет права заставлять человека проходить тестирование на детекторе. Необходимо письменное согласие испытуемого – расписка. Ему также зачитываются инструкция и те вопросы, которые будут заданы, с правом отказаться отвечать на некоторые из них. Нельзя спрашивать о личной жизни испытуемого, его религиозных, политических, расовых взглядах.
Корреспондент «НГ» поинтересовалась у крупных компаний, обращаются ли они к услугам полиграфологов. Сотрудник пресс-центра «ЛУКОЙЛа», отказавшийся представиться, сообщил: «В нашей компании полиграфа нет, и он не используется. При приеме на работу мы не практикуем этот метод, а за последние 10 лет не было ни одного факта производственного шпионажа».
Между тем эксперты «НГ» уверены, что детектор лжи в организациях различного уровня активно применяется. Гендиректор аудиторской консалтинговой группы «Финэкспертиза» Агван Микаелян считает, что «существуют крупные предприятия, которые пользуются данным методом»: «Я озвучивать их не буду, потому что эти компании все равно откажутся подтвердить мои слова. В полную силу метод применяется в силовых спецслужбах».
Действительно, по данным сети, средняя стоимость тестирования на полиграфе, связанного с кадровыми вопросами, варьируется в районе 3 тыс. руб. А тестирование личного характера – измена, ложь и т.д. – около 10 тыс. руб. В последнем случае процесс более кропотливый.
Микаелян отмечает, что сам по себе «полиграф – обычный аппарат»: «Он легко доступен, и услуги такого рода недороги. Но детектор легко обмануть. Способы обмана можно найти в интернете». Корреспондент нашла подтверждение словам эксперта, обнаружив многочисленные сайты, услужливо предоставляющие всевозможные методы противодействия детектору лжи. От самых простых – употребления спиртного или химических препаратов, притупляющих реакцию организма, до сознательного управления своим поведением. Например, советует одна из инструкций, следует абстрагироваться от задаваемых вопросов, подавить эмоции, сосредоточившись на какой-нибудь мелочи типа трещины в стене. Можно вызвать нужный пульс и ритм датчиков, намеренно причинив себе боль. Конечно, это надо проделать незаметно, чтобы не попасться. В практике использования полиграфа были случаи, когда находили кнопки в ботинках.
При этом Микаелян обратил внимание на то, что доля ошибок при расшифровке результатов теста на полиграфе очень велика: «Сам по себе он не настолько надежен, как утверждают производители в целях рекламы». Однако полковник ФСБ, первый заместитель председателя ассоциации полиграфологов, врач-психиатр Борис Гусейнов в беседе с корреспондентом «НГ» выразил уверенность в надежности прибора: «Причина неверной расшифровки полученных на аппарате результатов заключена в некомпетентности специалистов».
Правда, Гусейнов при этом подчеркнул, что динамика обращений к услугам полиграфологов упала: «Сейчас сложная ситуация на рынке труда. А проверка кандидата на вакантную должность – основная причина обращений. Еще бывают случаи, связанные с производственным шпионажем, утечкой информации, воровством на производстве и складах».