Рашид Нургалиев уверен в эффективности принятых мер.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Вчера глава МВД России Рашид Нургалиев сообщил, что в его ведомстве вводится институт личного поручительства при назначении руководителей. Новшество стало ответной реакцией на критику в адрес министерства после инцидента с майором Денисом Евсюковым, расстрелявшим в апреле этого года несколько человек в супермаркете. Эксперты сомневаются в результативности системы рекомендаций.
Высказав сожаление по поводу того, что «пока не удалось покончить с преступлениями и правонарушениями, совершаемыми сотрудниками милиции», Нургалиев сообщил на Всероссийском совещании руководителей аппаратов по работе с личным составом органов внутренних дел, что такая ситуация требует «неотложного, адекватного реагирования, принятия самых решительных и жестких мер по наведению порядка».
Глава МВД посетовал на то, что его ведомство пока не смогло преодолеть инертность прежней системы работы с кадрами, «слабую восприимчивость некоторых руководителей к переменам»: «И подтверждением тому – трагические события, произошедшие в апреле этого года на юге Москвы».
Исправить положение, на взгляд Нургалиева, должен институт личного поручительства: «В целях повышения ответственности начальников, принимающих кадровые решения, противодействия установлению коррупционных связей в отношении данной категории лиц».
Руководитель пресс-центра МВД Олег Ельников пояснил «НГ» подробности новой процедуры. В соответствии с ней все сотрудники, которые перемещаются на вышестоящие должности, должны обзавестись поручительством одного-двух сослуживцев. Поручитель должен прослужить не менее пяти лет и не иметь взысканий. Его должность не может оказаться ниже той, на которую он рекомендует протеже. «Это как раньше, когда человек вступал в ряды ВЛКСМ – ему нужны были рекомендации двух комсомольцев и одного коммуниста», – напомнил Ельников корреспонденту опыт советских времен.
Есть и еще несколько важных нюансов. Поручитель должен знать по совместной работе человека, которого он рекомендует, не менее года. Родственные связи процедурой исключаются.
Юридической ответственности за рекомендацию поручитель не несет – только моральную. По словам Ельникова, «если человек подведет ведомство, коллектив выскажет поручителю свое «фи». Наказывать человека только за то, что он поручился, мы, естественно, не можем».
Вчера инициатива ведомства широко обсуждалась, и адвокат Анатолий Кучерена, к примеру, предложил расширить круг поручителей за счет привлечения общественников, политиков, публичных деятелей. В МВД сочли предложение достойным обсуждения.
Между тем некоторые эксперты отмечают слабые, на их взгляд, места в нынешней попытке ведомства решить кадровую проблему. Член научного совета Московского центра Карнеги Николай Петров считает, что руководство российских силовых структур находится в замкнутом круге: «Перед ними встают очевидные проблемы, которые они пытаются решить теми способами, которые им известны. Личное поручительство – это архаично-традиционалистский путь. Единственный способ улучшить ситуацию – добавить прозрачности и открытости в деятельность ведомства, ввести реальную подотчетность его, но не высшему начальству, а обществу. Сейчас в МВД пытаются ужесточить элементы внутреннего корпоративного контроля, которые точно так же, как и все ведомство, закрыто и неподотчетно гражданам». В связи с новой инициативой Нургалиева эксперт напомнил о существовании общественных советов, «которые играют формальную роль, потому что они созданы для ведомств и самими ведомствами, но никак не обеспечивают контроль общества».
Петров видит в ситуации «бесконечное повторение того, что нам знакомо по советским временам»: «Это фактически круговая порука, когда верхний человек ведет за собой команду, и они все повязаны».
На совещании была оглашена еще одна новация МВД: начальник департамента кадрового обеспечения МВД генерал-лейтенант Владимир Кикоть сообщил, что «в ближайшее время предстоит этап перехода к практике повсеместного применения полиграфа в работе с кадрами». По его словам, в департаменте завершается разработка нормативного документа, определяющего порядок использования специальных психофизиологических исследований при отборе и назначении сотрудников. Соответствующий документ должен быть разработан до 1 ноября.