На "Селигере" молодежь встречается с чиновниками федерального уровня.
Статус молодежного образовательного форума «Селигер-2009» подтвержден на самом высоком уровне. Визит на форум премьер-министра России Владимира Путина, состоявшийся 25 июля, показал, что опыт государственной поддержки форума пришелся ко двору: «Селигер» был, есть и будет.
Высокопоставленные визитеры зачастили на «Селигер-2009», ободренные федеральным статусом мероприятия. Впечатляла длина очередей из молодых талантов, желающих представить гостям свои инновационные, социальные, творческие проекты. Однако многие участники презентовали не только бизнес-планы, но и стопки писем из ведомств различного уровня с формулировками «на рассмотрении», «в отпуске», «в бюджет не заложено». Количество отписок заставляло признать: в России все решается только через первых лиц. А единственным местом, где молодежь может встретиться с чиновниками федерального уровня и главами регионов, остается «Селигер». Однако если в прошлые годы для того, чтобы попасть сюда, молодым людям нужно было присягать в верности суверенной демократии, теперь достаточно «всего лишь» хорошего проекта.
«Селигер-2009» показал: найти себе партнеров за неделю - столько длилась одна тематическая смена - это реально. Число подписанных с VIP’ами полушутливых-полуобязывающих соглашений перевалило за тысячу – договориться о поддержке смогли все яркие и талантливые участники. Похоже, что такой формат встреч с молодежью вполне устраивает государство, о чем свидетельствует многозначительное пожелание форуму успехов от Дмитрия Медведева во время телемоста Барвиха–Селигер, а также состоявшийся 25 июля вполне себе неформальный визит Владимира Путина, надевшего по случаю розовую футболку-поло и выслушавшего, кажется, всех, имеющих к нему вопросы. Но если Медведев отметил, главным образом, разработки из области технических инноваций, то председатель правительства решил доверить молодежи глобальные реформы. Среди них и борьба с коррупцией, и изменение формата телевещания, и реформа образования.
Изюминки в пироге
Яков Сомов не получил диплома физика, не доучившись всего год. Вынудила работа: будучи на достаточно высокой должности, он заполучил клиента, от которого в тот момент зависела его карьера. Но на следующий год Яков снова поступил, теперь уже на «связи с общественностью». Программу трех лет обучения парень прошел за один год. Но в следующем году он снова пришел в лектории первого курса СПбГУ, теперь уже вольным слушателем. На этот раз Яков договорился об этом с деканами восьми (!) факультетов. Он выбрал самые, на свой взгляд, интересные курсы, комбинировал их, иногда сидел в университете с утра до позднего вечера. Сейчас он с улыбкой говорит: «Выковыривал изюминки из пирога».
Однако одновременно с самообразованием молодой человек думал, ни много ни мало, о судьбе целого поколения. По оценкам Министерства образования, более 3 млн. студентов обучаются по специальностям, которые не будут востребованы в ближайшие годы. «Это не из-за безработицы, – уверен Яков. – Молодежь не знает, куда идет учиться, повторяя, как мантры: «экономист», «юрист», «финансы и кредит». Тратят по три часа, чтобы приехать в университет, хотя могли бы потратить это время с большей пользой. Люди попросту не знают, где и чему учиться».
Решение непростой проблемы нашлось, казалось бы, на поверхности. «Запись лучших лекций университета на видео и размещение их в интернете – обычная практика для европейских и американских вузов, – говорит Яков. – «Подобная практика решила бы множество проблем в сфере образования и у нас, в России». Идея начала развиваться. Одним из камней преткновения стала стандартизация всех видеолекций для размещения и удобства использования на едином ресурсе. Решение пришло неожиданно, с сайта┘ Владимира Путина! «Видео и стенограмма лекции становятся на сайте взаимосвязаны. Нажимая на слово в стенограмме, видео перематывается на этот момент лекции. Не разобрав фразу на слух, можно перейти на этот момент в стенограмме одним щелчком мышки», – описывает молодой реформатор систему «Мультискрипт», которая сейчас в России используется только на нескольких сайтах. Он написал одному крупному информагентству с просьбой о некоммерческом использовании такой программы, описав свой проект. Ему даже не ответили. Якова это не остановило. Он за собственные деньги заказал разработку аналогичной программы, а заодно и макет самого сайта.
Потом родилась идея рейтингования лекции на основании оценок, которые ставят и сами студенты, и зарегистрированные в базе профессора и специалисты. Автор идеи уверен, что благодаря ее введению в вузах в скором времени не останется некомпетентных преподавателей - руководство просто вынуждено будет их заменить. Похоже, модернизация образования, о необходимости которой так много говорят наверху, начнется снизу, по инициативам самих студентов.
«Скажите Васе!» – «Я скажу Андрюше┘»
О Селигере Яков узнал случайно: «В Санкт-Петербурге висела реклама Года молодежи. Но что из себя представляет Год молодежи, не знал никто из моих друзей». «К счастью, – говорит он, – какая-то из «подруг подруги подруги» включила меня в свою рассылку. И прислала ссылку на сайт Селигера».
Парень заинтересовался, зарегистрировал свой проект и приехал на форум. Через час общения с лекторами его перевели в усиленную, магистерскую, программу. За первый же день он обошел 15 лекторов, собирая восторженные экспертные оценки своего проекта. Позже он покажет всю папку экспертных рецензий, собранных на Селигере, – их больше 60, и все положительные. За день до приезда премьер-министра России Яков положит эту папку на стол основателю и главному идеологу форума, руководителю Росмолодежи Василию Якеменко и скажет, что уверен в необходимости презентации своего проекта лично Путину. Якеменко эту уверенность поддержал. Тем более что молодой человек не собирался просить денег. «Нужна техническая база, конечно, – признает он, – но гораздо важнее рекомендации, отмашка вузам, чтобы пошли на контакт». На встрече с Путиным Яков посетует на то, что не встретился с министром образования Андреем Фурсенко и не смог получить его рекомендации. Председатель правительства отреагировал мгновенно: «Он рекомендует. Он просто пока еще не знает, что хочет вас рекомендовать». Взволнованный успехом Сомов уточнил: «А можно сказать Васе (Василию Якеменко. – «НГ»), чтобы он рекомендовал меня Фурсенко, чтобы было еще проще?» «Я скажу Андрюше (Андрею Фурсенко. – «НГ»)», – твердо пообещал Путин.
Василий Якеменко, Владимир Путин и Виталий Мутко прибыли к форумчанам за инновационными проектами. Фото Дмитрия Алешковского |
Интересное положение
Формально молодой Яков Сомов получил добро на создание архива лекций вузов страны. Но фактически это куда дальше идущая инициатива, притом ставящая в интересное положение Министерство образования, которое теперь не может не поддержать этот проект, дабы соблюсти декорум. Вопрос о реформе образования стоит уже более 20 лет, а в вузах до сих пор ни иностранных профессоров с мировым именем, ни даже мало-мальски обновленных лабораторий. Проект Якова – это уверенное заявление: «Не хотите оценивать уровень преподавателей? Мы сделаем это сами». И сделают, ведь у видеолекториев огромный потенциал, что доказывает мировая практика. Это реализованная возможность первоклассного, доступного каждому обучения, которую пока лишь обещает ЕГЭ. Это возможность не ходить на лекции и в связи с этим необходимость перестраивания сознания всей профессуры, которая ставит зачеты примелькавшимся студентам. Это повышение информационной плотности лекций, до 20% которых иногда уходит на стирание с доски и переклички. Абитуриенты смогут перед поступлением оценить качество вуза по уровню преподавания, просто посмотрев лекции в интернете. Это безграничные возможности для повышения квалификации.
Сам Яков пока об этом не задумывается. Он систематизирует сотни контактов и договоренностей с вузами и отдельными энтузиастами, которые получил на этом «Селигере». На следующем «Селигере» он собирается отчитаться об успешно проделанной работе.